Настройка гитары вручную. Альтернативный подход без использования слуха и тюнера

Категория: > Настройка и доводка
Настройка гитары вручную. Альтернативный подход без использования слуха и тюнера

 

Вот ведь действительно, знание физических законов может заменить музыкальный слух (кстати, физический тоже) и такое благо цивилизации, как цифровой тюнер. В статье «Настройка гитары вручную. Альтернативный подход или Знания заменяют и слух, и тюнер» рассматривается способ самостоятельной настройки гитары и других струнных инструментов, основанный не на музыкальных способностях настройщика или наличии тюнера, а на основе совсем других принципов. В основе способа лежат физические закономерности, поэтому предлагаю называть данный способ — физическим способом настройки гитары. Метод поможет быть всегда «в строе» даже в шумных помещениях, когда на слух разобрать вообще ничего не возможно, а тюнера нет под рукой. Этот способ также будет полезен новичкам, которые еще не имеют развитого музыкального слуха, а его формирование замедляется сложностью настройки гитары неопытным музыкантом.

 

Особенности метода

Точность. Точность настройки данным методом приравнивается к настройке по тюнеру (программе для настройки музыкальных инструментов).

Универсальность. Физический способ настройки акустической гитары подходит для настройки всех струнных (как акустических, так и электроинструментов).

Удобство настройки. Особенно удобен данный метод при настройки гитары/бас-гитары в шумных помещениях.

В конце концов, альтернативный метод на то и альтернативный, чтобы дополнять, а иногда полностью заменять традиционные и служить полному комфорту в общении как с гитарой, так и с публикой, жаждущей зрелищ. (Зрелище гитариста, который все никак не может настроить гитару мы не рассматриваем как приемлемое для нас действо).

 

Этот способ основан на явлении резонанса. Что, почему и как в конце статьи. А сейчас сама настройка.

 

 

 

Самостоятельная настройка гитары вручную. Альтернативный подход

Из строя и конструкции гитары выходит, что:

— вторая на 5 ладу звучит, как открытая (неприжатая) первая;

— третья на четвертом, как открытая вторая;

— четвертая на 5 ладу, как открытая (неприжатая) третья;

— пятая на 5 ладу звучит, как неприжатая четвертая;

— шестая (также на пятом) звучит, как открытая пятая.

 

Настройка шестиструнной гитары методом пятого лада. Схема


То же самое можно выразить нотами.

Настройка гитары вручную. Альтернативный подход без использования слуха и тюнера

Настройка шестиструнной гитары методом пятого лада. Ноты. Первая струна, самая тонкая, — ми (e), вторая — си (h), третья — соль (g), четвертая — ре (d), пятая — ля (a), шестая, самая толстая, — ми (e)

 


Первую струну настраиваем или по камертону (тюнеру, другому инструменту), или не привязываясь к звучанию какого-то эталона. Тогда строй будет относительным, но также вполне играбельным и правильным. Просто без подстройки к эталону вы не сможете играть в дуэте с фортепиано или другим инструментом, настроенным под ля 440 Гц. Делов то!

 

Итак, первая струна звучит.

Подстраиваем под нее вторую. Она звучит на пятом ладу как первая (см. выше). Этого и добиваемся. Поочередно нажимаем на лады второй струны и смотрим на первую. Находим лад второй струны, который заставляет «дергаться» (колебаться) первую. Если этот лад выше 5-го, то вторую струну подтягиваем. Ниже — ослабляем натяжение. Когда вторая струна на 5 ладу будет заставлять колебаться первую, мы медленно поворачиваем колок струны, чтоб найти момент наибольшего колебания первой струны. Чтоб она действительно колебалась и сама без вашей помощи звучала из-за резонанса с второй струной. Если появились «биения», то вы на верном пути. Продолжайте до тех пор, пока «биения» не превратятся в ровный звук, заставляющий звучать стразу две струны. При чем та ,что потоньше будет «заводится» сама, без вашего к ней прикосновения.

 

А дальше все просто.

Подстраиваем третью под вторую. Так же само ищем момент, когда третья на 4-м ладу заставит звучать вторую неприжатую.

Подстраиваем четвертую под третью. Четвертая струна на 5-м ладу должна заставить колебаться и звучать саму по себе открытую третью.

Аналогично поступаем с пятой и шестой струной. Пятая на 5 ладу звучит, как неприжатая четвертая. Шестая (также на пятом) звучит, как открытая пятая.

 

 

 

Проверка строя настраиваемой гитары

Примечательно, что если настройка произведена правильно, то струны колеблются и через октаву. Например, открытая шестая струна будет резонировать (колебаться вместе) с четвертой, прижатой на втором ладу (ноты ми (e) через октаву). Но мне нравиться проверять строй шестой, прижатой на третьем ладу с отрытой третьей струной (ноты соль (g) через октаву). В, общем, все. Теперь вы знаете как настроить гитару вручную без слуха и тюнера. Немного практики и вы сможете настраивать гитару, бас-гитару и другие струнные в любых условиях, даже при высоком уровне шума. Особенно эффективен этот метод, когда он используется вместе с другими, более традиционными способами настройки гитары.

 

 

Ну а теперь, как и обещал, для тех, кто еще с нами, самых любознательных, немного о принципе, положенном в основу этого способа настройки.

 

 

Суть данного метода настройки

 Данный метод (как настроить гитару новичку используя слух по минимуму) был мной открыт еще подростком, когда я действительно был новичком в вопросе освоения гитары. Тогда я настраивал гитару способом, который я называю «способом пятого лада». Но мой слух тогда желал лучшего и я это осознавал. К счастью, мне попалась книга из отцовской библиотеки — «Физика» американских авторов Л. Эллиота и У. Уилкокса. В ней был очень увлекательный раздел по акустике. Особенно меня заинтересовал опыт, демонстрирующий явление резонанса.

 

 

Резонанс — ответ на звук. Явление резкого возрастания амплитуды колебания одного тела, если к нему приближать другое, одинаковой с ним частоты. (Более подробно можете посмотреть в Википедии).

 

Настройка гитары вручную. Альтернативный подход без использования слуха и тюнера
Явление резонанса. Эксперимент с книги Л. Эллиот и У. Уилкокс «Физика», М: 1975

 

 

Вот данный опыт

Взято 2 камертона одинаковой частоты, т.е. звучащих одинаково. Ведь каждый звук имеет свою определенную частоту звучания, например, нота ля (А) первой октавы имеет частоту 440 Гц. Когда ударяют по первому камертону, камертону А, он начинает звучать. И посылает в воздух сгущения и разряжения, которые, достигая второго камертона В, заставляют его ножки вибрировать. И каждое последующее сгущение и разряжение способствуют увеличению амплитуды колебаний В. Вскоре камертон В начинает издавать слышимый звук. Именно такое положение вещей мы и используем в настройке нашей гитары. Вот так.

 

На этом все.

 

Желаю удачи и счастья!

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Maller

  • 25 августа 2012 09:06
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Огромное спасибо за инфу. Автору респект и уважуха