Минорная пентатоника на гитаре. Пентатоника ля минор. Боксы пентатоники
Если и есть музыкальная Библия у рок-музыкантов, то она начинается с главы о минорной пентатоники, более 90% гитарных блюзовых и роковых соло используют именно эту гамму. Минорная пентатоника, за что её любят гитаристы, обладает четким блюзовым звучанием. Ею можно обыграть многие аккордовые последовательности в минорных и блюзовых тональностях. В статье найдете ответы на такие вопросы:
- что такое пентатоника,
- как обозначается минорные и мажорные гаммы в музыке,
- минорная пентатоника — что такое, как играть,
- пентатоника ля-минор,
- минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе,
- боксы пентатоники с примерами из гитарных соло.
Определение минорной пентатоники
Для импровизаций в блюзе и роке широко используется минорная пентатоника. Как ее получить? Необходимо выбросить из минорной гаммы (как вы знаете, это семь нот) вторую и шестую ступени (к примеру, из самой популярной гаммы «Ля-минор» нужно выбросить ноты «Си» и «Фа»). Как видите, всё очень просто.
Таким образом, минорная пентатоника — это минорная гамма из пяти нот («пента» - пять), в которой отсутствуют 2-я и 6-я ступени.
Особенность гитары — ее уникальный строй, позволяющий играть любые гаммы в одной и той же распальцовке, поэтому выучив ,как играть пентатонику ля-минор, вы, сможете сыграть любую пентатонику, вопрос будет стоять только в начальном ладе на грифе.
Обозначается минор словом “moll”, тогда как мажор – “dur”. При обозначении тональности они прибавляются к названию тоники через дефис: ля-минор будет a-moll, а До-мажор – С-dur.
А теперь сравните a-moll и a-moll пентатонику:
Пентатоника Ля-минор
Стоит отметить, что основная позиция (или бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор напоминает аппликатуру аккорда Am, так как строится вокруг него.
Выше изображен аккорд Am. а теперь пентатоника ля минор (a-moll)
Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнения и примеры
Собственно вышеуказанная аппликатура и называется минорной пентатоникой в 1 боксе.
Если у вас возникнет вопрос, какие пальцы необходимо использовать, то учитывайте, что многие гитаристы вместо мизинца используют безымянный палец на первой и второй струне.
Разнообразить игру можно такими приёмами, как hammer-on, bend, pull-off, vibrato, slide. Зачастую гитаристы используют приём «бенд» первым пальцем – подтягивание струны вверх или вниз. Звучание обеих струн должно сливаться.
Обратите внимание на другие упражнения, которые помогут вам отработать минорную пентатонику и привыкнуть к её звучанию.
Помните, что большой палец левой руки во время подтяжек и вибрато должен обхватывать гриф сверху, а при hammer-on, pull-off и переменном штрихе – возвращаться в обычное положение. Когда вы освоите эти фразы, сыграйте их в других тональностях.
Самые распространенные риффы в первом боксе пентатоники, которые вы сможете сыграть без проблем:
AC/DC – «If You Dare»
Rage Against The Machine – «Bombtrack» и «Know Your Enemy»
Также вам стоит сыграть соло Aerosmith - Cryin' и Nazareth - Right Between The Eyes.
Найдите эти композиции и обязательно выучите.
Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры
Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники. Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.
Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am
Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.
В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.
Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.
Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.
Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.
Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем баррэ.
Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.
Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.
В завершение
Все эти упражнения помогут вам сыграть минорную пентатонику в различных тональностях, с использованием самых популярных приёмов. Пентатоника, сыгранная «насквозь», получается несколько аморфной, поэтому лучше использовать hammer-on, бенд, pull-off и т.д. Научившись их совмещать, вы украсите вашу игру. Разумеется, вам покорятся любые аккордовые последовательности в блюзовых и минорных тональностях.
Встретимся на концертах, под сочными подтяжками в минорной пентатонике!
Удачи!
P. S. Чуть не забыл. Под конец новости пару клипов с использованием минорной пентатоники в соло.