Как настроить гитару вручную на слух. Метод пятого лада
Руководство о настройке гитары вручную. Метод «пятого лада». В данной статье предлагается настрой гитары на слух методом «пятого лада». Этот метод для настроя шестиструнной гитары является, наверное, самым популярным и древним методом настройки этого инструмента. Предлагаем вам схему настройки, нотное ее выражение. А также подробное словесное описание этого метода.
Как настроить гитару на слух методом «пятого лада». Подготовительное упражнение для новичков.
Чтобы научиться настроить гитару вручную на слух вообще и этим методом в частности, воспользуйтесь слуховым опытом при исполнение двусложных слов.
Извлеките два звука из неприжатой самой тонкой (первой) струны гитары. Теперь на каждый из двух ударов по этой неприжатой струне говорите два слога («ми» – «мо»). Постарайтесь, чтоб звуки вашего голоса и струны стали одинаковыми, слились, стали одинаковыми по высоте. Внимательно вслушайтесь в эти звуки. Обратите внимание, что эти звуки являются одинаковыми по высоте звучания. Они могут быть разной громкости, тембра и длительности, но высота их одинаковая.
Затем, сыграйте первый звук на первой неприжатой струне гитары, а второй — на второй струне, прижатой левой рукой на пятом ладу. Они должны звучать одинаково (еще говорят — в унисон). Для этого вращайте колок второй струны до полного совпадения звучания этих звуков.
Настройка гитары. Совет
Для того, чтобы строй у вашей гитары держался дольше, совершите такие действия.
Ослабьте настраиваемую струну. Затем подтяните ее до нужной высоты. Подтяните еще чуть выше. И после этого спустите обратно до нужной высоты.
Как настроить гитару на слух методом «пятого лада». Настрой гитары
1. Первая струна, прижатая на V ладу, настраивается по камертону* ля 1-й октавы. Высота звучания струны сравнивается с камертоном до полного их совпадения. Для этих целей используйте первый из камертонов онлайн по указанной ссылке. Второй поможет проверить настрой по неприжатым (открытым) струнам инструмента.
2. После этого, настраиваем вторую струну. Она на V ладу должна звучать одинаково с открытой (неприжатой) первой струной.
3. Третья струна, прижатая, обратите внимание, на IV ладу, — должна звучать в унисон (одинаково) с открытой второй.
4. Четвертая, прижатая снова на V ладу, — с открытой третьей.
5. Пятая на V ладу — с неприжатой четвертой.
6. Шестая на V ладу с открытой пятой струной.
Обобщим все это в схеме.
Для любителей нотной грамоты предлагаем эту же схему, только в нотах.
Потренируйтесь в настрое шестиструнной гитары, предварительно расстраивая ее.
Это мы рассмотрели настрой шестиструнной гитары в стандартном "ми-строе". Есть другие гитарные строи, в которых соотношение между струнами может существенно отличаться от рассмотренного. Тем не менее, сам описанный принцип настройки гитары на слух дейсвинен в любых ситуациях и любых строях инструмента. Предлагаю альтернативный способ настройки шестиструнной гитары — смотреть здесь.
Если у вас нет камертона, то за эталон звука можно использовать любой другой инструмент: фортепиано, губную гармонику, другую гитару, аккордеон, или любой другой инструмент. Если по близости не оказалось никакого инструмента, то настройку первой струны проведите на глаз — проверьте, достаточно, ли она натянута по ощущениям ваших пальцев. Такая настройка «на глаз» называется относительной (без привязки к точной высоте эталонного звука). На гитаре, настроенной в относительном строе, вполне можно играть соло (без привлечения других инструментов) или аккомпанировать голосу.