Натуральный флажолет на гитаре — как использовать при игре
В данной статье речь пойдет о таком специфическом приеме игры на струнных инструментах (в том числе на гитаре и бас-гитаре) как флажолет. Мы рассмотрим виды флажолетов, приемы извлечения (как делать флажолеты), а также их использование при аккомпанементе и игре мелодий. Итак, разберемся, что такое флажолет.
Какие бывают флажолеты:
- натуральные;
- искусственные;
- медиаторные;
- теппинг-флажолеты;
- слайд-флажолеты.
Мы остановимся только на одном виде флажолетов и далее при слове «флажолет» будет подразумевать только «натуральный флажолет».
Как делать флажолет
Правая рука извлекает звук как обычно, как любой другой звук на струне, пальцем или медиатором (на бас-гитаре я пробовал даже слэпом). А вот левая делает немного необычные движения. Левая рука не прижимает струну к ладу, а просто слегка прикасается к струне в узловой точке и сразу, моментально, снимается. Время снятия руки со струны регулируется слухом, чтобы звук извлеченного натурального флажолета был чистым, прозрачным и ярким.
Где же находятся эти узловые точки?
Дело в то, что струна не только звучит как целое тело, но и частями. Если струну поделить на целое количество частей, то в точках такого деления и будут находиться эти пресловутые узловые точки.
Так, половина струны — это 12 лад, третья часть — 7 лад, четверть — 5 лад. Все остальные узловые точки можно увидеть на на следующей схеме.
Так же эту схему можно представить в несколько ином виде. С перечнем нот, извлекаемых на шестиструнной гитаре (стандартный строй) приемом «натуральный флажолет».
Но я не рекомендую запоминать ноты, ведь часто строй гитары бывает отличным от стандартного. В альтернативных строях схема натуральных флажолетов стандартного строя не действует. Куда эффективней запоминание флажолетов как интервалов от звучания открытых струн.
Октавные натуральные флажолеты получаются в местах деления струны на части:
1/2, 1/4, 1/8;
Или по ладам:
12, 5 и за вторым ладом соответственно.
Квинтовые — на 1/3 длины струны(7 лад) и 1/6 струны (за третьим ладом).
На четвертом ладу (1/5 струны) можно извлечь ноты, отстоящие от открытых струн на большую терцию (мажорную).
Септиму образуют с открытыми струнами ноты флажолетов, которые берут на 1/7 лада (перед третьим ладом). Они звучат немного фальшиво, поэтому их употреблять как опорные ноты не рекомендуется.
Секунду образуют с открытыми струнами ноты флажолетов, которые берут на 1/9 лада (второй лад). Если делить струну на более мелкие части, то флажолеты рискуют быть неразборчивыми.
Также ноты всех натуральных флажолетов можно выписать на нотный стан. После этого видно, что они образуют собой полные гаммы D-мажор (H-минор), A-мажор(F#-минор) и неполную E-мажор (C#-минор), без ноты «ре-диез» в гамме, и неполную G-мажор (E-минор), без ноты «до» в гамме.
А теперь предлагаю несколько упражнений, чтобы разобраться на практике в том, как делать флажолеты.
Упражнение 1. Настройка (для кого — только проверка настройки) гитары с помощью флажолетов.
Все пары натуральных флажолетов должны звучать одинаково (в унисон). Обратите внимание на четвертый такт, здесь флажолет звучит с открытой струной.
Упражнение 2. Гаммы.
Упражнение 3. Флажолет на гитаре и мелодии.
3.1. Комбинирование простых нот и флажолетов. Металлика, вступление к песне Welcome Home (Sanitarium).
(Со всеми
3.2. Эта популярная песенка звучит исключительно на флажолетах. Jingle Bells. Ля-мажор.
Упражнение 4. Флажолет на гитаре в аккомпанементе.
4.1. Еще одна популярная песня группы Металлика Nothing Else Matters.
4.2. «Кода» от Сергея Маврина просто напичкана натуральными флажолетами. Ее надо приводить всю полностью. Поэтому она только добавлена в архив, а здесь не приводится.
4.3. Идея с натуральными флажолетами реализована в партии баса. Ария «Память о…»
Все нотные примеры в формате JPG и Guitar Pro 5 можно скачать бесплатно по ссылке ниже.
Размер архива: 612,96 Кб