Второй шаг рок-гитариста, или техника палм мутинг (глушение струн ладонью)
Если первейшим шагом каждого гитариста, играющего в стилях рок и металл, было изучение пауэр-аккордов, то шаг второй – это изучение разнообразных техник глушения.
Наверняка вам приходилось слышать немного приглушенный, глухой, но в тоже время непомерно «тяжёлый» гитарный звук, как песне Weezer- Hash Pipe?
Конечно, у вас возникает всего один вопрос: это круто, но как?
Такой звук – результат применения приёма, известного рокерам под название «палм-мутинг (palm-muting)», а всем остальным более скромно – «глушение».
Наиболее часто гитаристы используют глушение в частях песни, который должны казаться тише и спокойнее, чтобы выделить напор безудержного драйва и мощи, которые последуют за ними.
Стоит сказать, что палм-мутинг испольуется в очень многих музыкальных стилях, так как позволяет открыть больший диапазон звучания вашего инструмента, и избежать появления «грязи» на выходе, так что освоить в совершенстве этот приём игры – святая обязанность каждого гитариста.
Итак…
"Палм-мутинг" — это техника игры, суть которой состоит в лёгком, едва заметном приглушении струн правой рукой, и одновременному с этим ударом по струнам. В основном это имеет смысл при игре на электрогитаре, но играя на акустическом инструменте, вы, скорее всего, тоже откроете для себя очень много интересного.
Для правильной игры палм-мутингом руку, которая держит медиатор ( для большинства из вас - правую руку ), необходимо положить на струны рядом со струнодержателем (бриджем). Суть в том, чтобы слегка (!), именно слегка, приглушить струны, по которым вы ударяете медиатором, добившись звука, когда струны всё еще продолжают колебаться, но амплитуда и длительность колебаний уменьшаются. Положив руку дальше от бриджа, вы попросту заглушите звучание струн, звук будет сухой и нудный (это совсем не рок-н-ролл), а если рука уйдёт со струн вовсе, то никакого глушения вы не услышите.
Расположите кисть правой руки на границе бриджа и струн так, чтобы слегка приглушить 4, 5 и 6 струны. Левой рукой в это время вы можете зажать любой интересующий вас аккорд (мы рекомендуем использовать пауэр-аккорд, желательно на первых ладах, как показано в картинке ниже, чтобы добиться максимально «металлического» звука). После этого можете произвести долгожданный удар медиатором по струнам, к которым применили указанным приём игры.
Если вы всё сделали правильно, то услышите все ноты аккорда, но звучание их будет мощным и приглушенным, как будто загнанным в «трубу». Скорее всего, пробуя в первый раз, вы не добьётесь идеального звучания, но это дело практики.
Ключевое значения имеют положение руки (на бридже, но слегка прикасающейся к струнам), давление (не стоит слишком сильно глушить струны) и равномерность – применив приём неравномерно, вы обязательно заметите, что некоторые струны звучат более звонко и продолжительно, а некоторые не звучат вообще. Мы будет стараться избежать подобных результатов.
Сконцентрируйтесь на получении контролируемого, мощного и объемного звука. Отличной иллюстрацией использования палм-мутинга (где мы слышим его практически всё время) служит песня известной группы «Pantera» - Cowboys From Hell.
• Вся работа по правильному использованию палм-мутинга выполняется тыльной стороной правой руки. Найдите наиболее комфортное для себя (и для своего звука) положение, в котором вы сможете контролировать положение руки и давление на струны. В ходе практики рука «запомнит» это положение, и каждый раз вам будет всё легче, до автоматизма.
• Практика – это всё что нужно. Палм-мутинг используется почти повсеместно при игре на электрогитаре, и гитаристов, которые плохо ним владеют, слушать довольно неприятно.
• Сосредоточьтесь на игре пауэр-аккордов, но используйте все комбинации, возможности и уловки. Комбинируйте игру с глушением и без, а также нестандартный аккорды, результат приятно удивит вас.
• Включите перегруз, поэкспериментируйте с уровнем gain’а. Любопытный эффект даёт примочка Wah-wah, изменяющая диапазон звучания при каждом ударе по струнам. Далее вы сможете использовать другие эффекты, которые смогут подчеркнуть вашу выработанную технику палм-мутинга.
• Остерегайтесь переборщить с уровнем глушения струн, чтобы они не престали звучать вовсе.
Если на вашей гитаре установлен бридж системы Floyd Rose, будьте особенно осторожны при давлении на него, так как случайно вы можете изменить высоту струн, и ноты будут «фальшивить».
Вот и всё, вы можете наслаждаться результатами освоения техники палм-мутинга.