Интервалы в музыке: прима, секунда, терция
Если вы хоть раз в жизни пели (а пел хоть раз в жизни каждый), то должны были заметить, что звуки мелодии всегда располагаются в определенной последовательности. На гитаре они могут звучать даже одновременно, как бы хором, например в аккордах. Всем начинающим авторам в рок-тематике (да и не только в ней) не помешает познакомиться с особенностью взаимодействия звуков. Это поможет понять, как брать аккорды в альтернативных вариантах и как заменять их на более удобные в конкретно взятом случае. В конце концов, как сочинять соло. В статье мы познакомимся с типами и видами музыкальных интервалов. Разберем, что такое прима, секунда и терция. Конечно же, их нужно будет запомнить. Для этого я подобрал примеры, коими стали отрывки из известных рок-композиций.
Интервал в музыке. Определение понятия
Известно, что звуки мелодии всегда располагаются в определенной последовательности или часто идут одновременно, например, в аккордах. При изучении теории музыки и обучении игре на гитаре очень важно познакомиться с таким понятием, как интервал.
Существует два типа интервалов
- мелодический — звуки интервала, взятые последовательно ,идущие один за другим;
- гармонический — звуки интервала, взятые одновременно, звучащие хором.
На гитаре гармонический интервал может быть сыгран только на разных струнах.
Прима
Кроме этого, примой называют лучшую танцовщицу и первые струны на скрипке и виолончели. Латынь, как ни как!
Мелодическая прима — когда мы извлекаем какую-нибудь ноту (например, звук «ля» на пятой струне гитары) последовательно два или больше раз подряд.
Гармоническая прима — ее мы берем, когда играем несколько одинаковых нот одновременно. Например, ноту «ля» мы можем взять на открытой пятой струне и на шестой струне пятого лада. Дергая эти струны вместе, мы получим гармоническую приму.
Пример песен
Наверняка всем известна песня группы Nirvana – Come as you are, точнее ее вступительный рифф. Где ж там интервал прима? В самом начале, где два раза подряд проигрывается нота ми малой октавы (дергаем пустую шестую струну). Также в этом рифе дважды играется фа малой октавы (два раза дергаем шестую струну на втором ладу. Вот это и будет прима мелодическая.
Гармоническая и мелодическая прима употребляется на гитаре в аккордах, для подчеркивания определенных звуков, входящих в аккорд (и таким образом изменения окраски аккорда) или для сохранения одного и того же штриха в правой руке гитариста (в переборе берется последовательно два одинаковых звука на разных струнах).
Секунда
Прежде, чем разбираться с секундой, нужно сказать следующее. На гитаре один лад равен одному полутону. Например, пятая струна на третьем ладу – это нота «до». Отсчитываем тон, то есть один лад. Это нота ре, большая секунда.
Мелодическая большая секунда (две ступени, расстояние тон) часто обыгрывается в композициях тяжелых команд. Ведь металлу свойственны диссонансы, а секунда как раз и есть таким диссонирующим интервалом.
Мелодическая малая секунда (две ступени, расстояние полутон) — этот интервал тоже любят музыканты, играющие тяжелые стили рока.
Пример песен
На рисунках нужные нам интервалы обведены красной рамкой:
Metallica — For Whom the Bell Tolls (электрогитара вступает в эту композицию большой секундой между аккордами, основанными на F# и E)
Slipknot — Sulfur. Рифф с употреблением малой секунды
В аккордах используют и гармоническую секунду. Такие аккорды называются аккордами с задержанием второй ступени и обозначаются как Xsus2, где X — буквенное обозначение аккорда.
Пример такого аккорда — аккорд Asus2
Здесь секунду создают ноты «ля» и «си».
Начиная с секунды интервалы могут быть как восходящими, так и нисходящими.
Малая и большая терция
Теперь познакомимся с таким интервалом, как терция. Она бывает малой и большой.
- Малая терция — это полтора тона, или три полутона (расстояние между «си» и «ре»).
- Большая терция — это два тона, или четыре полутона (например, от «до» до «ми»).
Примеры из песен
В самом начале мелодии песни «Что такое осень» группы ДДТ идет нисходящая большая терция (расстояние два тона).
Мелодия от группы Сплин в композиции «Романс» начинается с ноты «си», потом идет нота «ре» (полтора тона). Далее идут «соль диез и «си». Это восходящая малая терция:
Почему большая терция называется мажорной, а малая — минорной
Давайте возьмем два аккорда от одной ноты: A и Am.
И построим от ноты «ля» на третьей струне интервалы большой и малой терции.
Отложив большую терцию (два тона), мы получим C#— она входит в мажорный аккорд (берем ее на второй струне, второй лад).
Отложив малую (полтора тона) — получим C, она входит в минорный аккорд (берем ее на второй струне на первом ладу).
Посмотрите, эти два аккорда только и отличаются большой и малой терциями. Поэтому целесообразно гитаристу, мыслящему аккордами, говорить, что два тона — это мажорная терция, а полтора —минорная. Вот и вся премудрость.
В заключение. Как запомнить звучание интервалов
Возьмите примеры из этой статьи, ощутите особенности интервалов. играйте их мелодически и в аккордах. попробуйте напеть. Не обязательно ориентироваться на эти примеры. Подберите свои. главное здесь — чтоб подобранные отрезки мелодий хорошо запоминались лично вами. Да и собственный подбор, без ориентаций на мои примеры, композиций с примой, секундой и терцией помогут неплохо развить слух и помочь в более быстром запоминание этих музыкальных интервалов. Ведь это вы подбирали!Сами!
Об остальных музыкальных интервалах в следующих публикациях. Не вешайте нос на секунду и не забывайте практиковаться!