Гитарные риффы. Виды риффов на гитаре. Табы

Категория: > Теория музыки
Гитарные риффы. Виды риффов на гитаре. ТабыГитарные риффы. Виды риффов на гитаре. Табы

Рок-музыка — это давно нечто большее, чем вещь, которая злит родителей и призывает к бунту. Рок — это не только определенная «джинсовая» эстетика, в которой нашлось место и для ребят в галстуках вроде The Beattles, и раскрашенным брюнетам из Black Veil Brides. Но и те и другие в своем творчестве использовали гитарные риффы. Более того, весь рок — это на процентов 70, если не больше, состоит исключительно из забойных, хорошо запоминающихся риффов на гитарах. Далее мы рассмотрим, что такое рифф в рок-музыке, и с чем его едят, виды риффов, а также разберем табы наиболее известных, которые должен знать любой себя уважающий рокер. Итак, в путь.




Что такое гитарный рифф. Определение. Основные варианты использования

Риффом называют короткий постоянно повторяющийся музыкальный фрагмент. Рифф может быть как вступлением, так и любой другой частью песни: кульминацией, аккомпанементом, концовкой и т.д. В роке и блюзе риффы играются в нижнем регистре и используются, как аккомпанемент к песне, поэтому на гитаре чаще всего играются на нижних струнах и делает это ритм-гитарист.


Некоторые риффы на гитаре стали настолько знаковыми, что по ним узнается целая песня. Например, Come as you are или Smoke On The Water.



Виды риффов

Риффы бывают одноголосные, аккордовые, в «открытых» тональностях, исполненные на основе квинты, блюзовые в тональности E-мажор, а также риффы с «педальным» тоном. Однако это условная классификация, так как один и тот же рифф может представлять собой комбинацию нескольких фрагментов. Придумать свой собственный рифф – это не так уж и сложно, главное – не бояться экспериментов.



1. Риффы в открытых тональностях (E, A или D)


Эти риффы используются в музыке, которая произошла от блюза, рок-н-ролла, блюз-рока, хард-рока, глэм-рока и т.д. Они исполняются на чистом звуке или с эффектом дисторшн. Часто во время игры применяется глушение правой рукой «palm muting». Основой для таких ритмических фигур служит power-аккорд, т.е. Аккорд, состоящий из основного тона и квинта с добавлением различных ступеней гаммы по ходу игры. Тональности, на которых играются рифы, в основном «открытые» — ми, ре, ля. Самая популярная тональность – это Ля мажор.




Power-аккорд Ля в «открытой» позиции выглядит следующим образом:

  • Первый (указательный) палец во время исполнения риффов глушит 3,2 и1 струны.
  • Большой палец приглушает 6 струну.

Power-аккорд Ля в «открытой» позиции

Power-аккорд Ля. Фото


Если добавить одну ноту на четвертой струне (сексту), то получится самый простой блюзовый рифф, который используется во множестве песен, например, в AC/DC – The Jack.


Блюзовый рифф на гитаре

Блюзовый рифф на гитаре в композиции AC/DC – The Jack




После добавления ещё одной ноты на четвертой струне (септимы) получается несколько усложненная версия первого риффа, который используется как в «открытой», так и в «закрытых» тональностях. Пример – Элис Купер. Dirty Dreams.


Гитарный рифф с септимой (7 ступень)

Рифф на гитаре в стиле Элиса Купера и его Dirty Dreams



С добавочной нотой на пятой струне получится мажорная и минорная терция. Зачастую ноты на пятой струне, как и на четвёртой, берутся приемами Hammer on и Pull off . Отличная иллюстрация данной игры – рифф Led Zeppelin - When The Levee Breaks.


Добавляем минорную и мажорную терции

Гитарный блюзовый рифф с употреблением терций


Также можно объединить добавочные ноты на 4 и 5 струнах в один рифф.


Объединяем добавочные ноты

Рифф на основе вышеизложенного


В сочетании с приёмами Hammer on и Pull off вы можете сыграть риффы Led Zeppelin –Rock'N'Roll или J. Satriani –Extremist. Если на третьей струне добавить секунду, подтянутую с помощью приёма bend до мажорной или минорной терции, то получится рифф Extreme-Decadance Dance.


Ноты в риффе Extreme-Decadance Dance

Extreme-Decadance Dance фрагмент ритм-партии с бэндомExtreme-Decadance Dance фрагмент ритм-партии с бэндом




Эти и другие табы найдете в разделе Рок табы и ноты.
Во время изучения этих риффов попробуйте сыграть их в другой «открытой» тональности.



2. Риффы с педальным тоном


Так называются риффы с постоянно повторяющимся тоном. Они были распространены в 80-х годах в стиле hard rock и heavy metal. Суть в том, что педальная нота — это тоника (взятая чаще всего на открытой струне), на фоне которой играются вкрапления интервалов, чаще всего кварт, которые соответствуют разным аккордам.


В качестве педального тона можно использовать не только 5 струну, но и другие «открытые» струны, например, шестую и четвертую.
Примеры риффов с педальным тоном: Ozzy Osbourne - I Don't Know, A.V.H., Whitesnake - Still Of The Night.


Ozzy Osbourne - I Don't KnowOzzy Osbourne - I Don't Know



Ария. Бесы. Педальный тон в гитарном риффе на седьмом и шестом ладуАрия. Бесы. Педальный тон в гитарном риффе на седьмом и шестом ладу



Slayer Angel Of Death. Этот гитарный рифф играется с педальной нотой на открытой шестой струнеSlayer Angel Of Death. Этот гитарный рифф играется с педальной нотой на открытой шестой струне



3. Одноголосые риффы


В этих риффах не применяются интервалы и аккорды. Использовались они в рок-музыке 70-х годов, в основном группами Deep Purple и Led Zeppelin. В настоящее время их играет известная группа Rage Against The Machine. Чаще всего одноголосые гитарные риффы строятся на основе пентатоники в первом боксе и дублируются в октаву ниже на бас-гитаре. Чтобы играть эти риффы, специальных упражнений не нужно, поэтому сразу вылаживаю табы таких ритмических-формул известных рок композиций. Примеры: Led Zeppelin - How Many More Times, Heartbreaker; RageAgainst The Machine – Bombtrack, Killing In the name; Muse – Ashamed.


Led Zeppelin - HeartbreakerLed Zeppelin - Heartbreaker



4. Аккордовые риффы


Аккордовые риффы на чистом или слабо перегруженном звуке

Нетрудно догадаться по названию, что это риффы с использованием аккордов. Чтобы ноты аккорда не искажались, они играются в основном на не сильно перегруженном звуке. Основоположники такой игры – Keith Richards из The Rolling Stones и Jimi Hendrix. Кстати, Jimi Hendrix, редко играл аккорды баррэ. Вместо этого он каждый такой аккорд обыгрывал нотами из мажорной пентатоники, а также использовал интервалы. Как брать аккорд без баррэ смотрите по ссылке. Пример такой игры можно найти в риффе Jimi Hendrix – Purple Haze.


Jimi Hendrix –  Purple Haze. Гитара играет рифф аккордамиJimi Hendrix – Purple Haze. Гитара играет рифф аккордами



Скоростные риффы чёсом на power-аккордах

Это самый простой и весёлый вариант игры, который как бы является частным случаем аккордовых гитарных риффов. Но здесь аккорды играются на перегрузе (дисторшене или овердрайве), при чем в такие аккорды входит только две ноты: основная (тоника) и квинта (пятая ступень). Эти созвучия играются быстрыми ударами вниз (чесом). Такое исполнение очень распространено в роке, поэтому и пришлось мне его выделить отдельно. Всевозможные панки и трешеры продолжают развивать это направление в создании риффов. Ведь и понятно — пока бьешь наотмашь по аккордам, можно принимать любые мужественные позы, кидать медиаторы в толпу (если аккорд хорош по длительности) и строить милые рожицы публике. Slayer, Metallica, Green Day и Linkin Park были здесь. Примеров предостаточно, поэтому даю одну из любимых панк-рок-композиций из репертуара Green Day. Остальное поищите сами.


Green Day - American Idiot. Гитарный рифф чесом на power-аккордахGreen Day - American Idiot. Гитарный рифф чесом на power-аккордах



Надеюсь, что помог. Любящих поклонников и убойных риффов вам, друзья!


Автор: Дроныч

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Andrey

  • 18 марта 2015 23:26
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
На гитаре вообще не сложно научиться играть. Это только кажется, что тяжело. Главное - упорство, по себе знаю.