Методика построения фраз на гитаре. Пара секретов хорошего соло на гитаре

Категория: > Теория музыки
Методика построения фраз на гитаре. Пара секретов хорошего соло на гитаре

Здравствуйте, дорогие читатели U-rock.com.ua. Сегодня мы продолжим осваивать фразы на гитаре, подробно рассмотрим принципы и необходимые элементы хорошей фразировки при игре гитарного соло. Также дадим вам несколько полезных советов касательно вашей гитарной фразировки при сочинении собственных сольных партий для гитары.


В предыдущей статье, посвященной фразировке: «Фразы на гитаре. Основные принципы гитарной фразировки» мы начали с того, что многие начинающие гитаристы зачастую бывают разочарованы звучанием собственных соло на гитаре. Они без устали разучивают гаммы, арпеджио и другие музыкальные материалы, но не достигают нужного эффекта, а именно – не могут сочинить собственное красивое, эмоциональное и проникновенное соло на гитаре.


Тем не менее, в поисках выхода, они продолжают разучивать новые гаммы. К сожалению, это способ практически бесполезен. Я рекомендую, играя на гитаре, уделять меньше времени разучиванию новых гамм, и, намного больше - фразам на гитаре.


Важно отметить, что фразы на гитаре – чрезвычайно обширная тема, о которой написано немало книг и статей. Ранее мы рассмотрели основные принципы гитарной фразировки, сегодня же остановимся на методике игры музыкальных фраз на гитаре.


Вы уже знаете, что фраза на гитаре является законченной музыкальной идеей, которая несет определенный смысл.


Таким образом, гитарную фразу можно сравнить с предложением любого языка состоящим из слов. Язык же музыки универсален, ибо состоит из нот, которые и образуют наши фразы, играемые на гитаре.


Под иным углом, фразы на гитаре можно рассматривать как соединение нот, ритмов и выразительности, которое доносит до слушателя смысл сыгранного произведения.


Очевидным фактом является субъективный подход гитаристов разных стилей к пониманию гитарных фраз, но в любом случае фраза на гитаре – это не просто несколько случайных нот, звучащих подряд. Точно так же, как предложения, которые мы произносим, или пишем, не состоят из набора случайных слов.


Разобравшись с фразами на гитаре, давайте проясним определение гитарной фразировки.



Фразировкой, следует считать рождение музыкальных идей, наполненных смыслом и содержанием.



Из чего состоит гитарная фразировка?



1. Во-первых, это выбор нот, которые вы будете играть на гитаре в определенной фразе.


2. Во-вторых, решение: в какой именно части музыкального произведения вы решите сыграть ту или иную фразу на гитаре.


3. В третьих, определение, как именно вы будете играть каждую ноту, какие именно приемы игры на гитаре будете использовать. Фактически, от вашего выбора зависит выразительность звучания той или иной ноты, из которых состоит фраза на гитаре.



Ссылки на описание основных приемов игры на гитаре, используемых при гитарной фразировке приведены в предыдущей статье о фразах на гитаре, и ниже в тексте.


Давайте подробнее рассмотрим каждый из пунктов.

Выбор нот для построения фразы на гитаре


Выбор подходящих по настроению, высоте и тональности, нот является одной из важнейших частей гитарной фразировки. Многие новички тратят уйму времени на изучение новых гамм, пребывая в поиске подходящего сочетания нот, но пренебрегают работой над ритмикой и выразительностью при игре фраз на гитаре. Это очень серьезная ошибка, поскольку вы можете, в конце концов, изучить все известные человечеству гаммы, но, не уделяя должного внимания остальным элементам гитарной фразировки, ни на шаг не приблизитесь к сочинению собственных фраз на гитаре, и, конечно же, собственных гитарных соло. Это подобно беспорядочному изучению слов какого-либо из существующих в мире языков без попытки объединить их в предложения.


Как вы сами понимаете, здесь есть над чем задуматься, но, чтобы не перегружать вас информацией, дам лишь пару коротких рекомендаций.



1. Используйте гаммы и арпеджио, с которыми вы уже знакомы. (Если вы не знакомы ни с одной гаммой, данная статья вам не поможет, поэтому освойте, хотя бы, блюзовую гамму - пентатонику). Занимайтесь, сочиняя разные мелодии на основе уже известных вам гамм.


2. Развивайте собственный музыкальный слух. Начните с подбора простых мелодий. В будущем, вам будет довольно сложно играть достойные фразы на гитаре, не обладая способностью должным образом воспринимать их на слух.



Правильная ритмика – важнейшая часть фразировки гитариста


Это чрезвычайно важный элемент гитарной фразировки, а в некоторых случаях – основная ее часть. Из-за этого я рекомендую вам серьезно отнестись к развитию правильной, четкой ритмики игры на гитаре, и вот с чего вам стоит начать.



1. Изучение различных ритмических мотивов, под которыми понимается короткая ритмическая идея, которую можно использовать, играя соло на гитаре.


2. Обязательно разберитесь с основными длительностями нот: целые ноты, половинные, четвертные, восьмые и шестнадцатые ноты. Раз и навсегда запомните их.


3. Разучивайте ритмические идеи определенной длины: например в 2 или же 4 такта.



Правильная ритмика является критически важной частью гитарной фразировки, поскольку определяет цель, которой вы хотите достичь, играя ту или иную фразу на гитаре, ваши специфические склонности в игре на гитаре и стиль музыки, в котором вам нравится играть.


Выразительность ваших фраз на гитаре


Это еще одна неотъемлемая составляющая вашей гитарной фразировки, поскольку именно выразительность определяет, как будет звучать каждая, извлекаемая вами нота. Например, если вы сыграете фразу на гитаре, просто ударяя медиатором по струнам, а затем сыграете то же самое, но с применением определенных приемов игры, то получите совершенно разные мелодии.


Итак, на что же следует обратить внимание в этом пункте. Вот вам пара советов.



1. Уделите внимание изучению разных приемов игры на гитаре: переменный штрих (игра медиатором вверх-вниз), свип (звукоизвлечение одним штрихом медиатора при постоянной смене положения пальцев на грифе гитары), хаммер он и пулл-офф, слайды, бенды (подтяжки), флажолеты (звонкие звуки-обертона) и т. д.


2. Контролируйте громкость каждой ноты. Правильно расставляйте акценты. Подобно работе над правильной ритмикой, пути развития выразительности будут зависеть от ваших музыкальных целей и предпочтений. К примеру, если вы играете джаз, вам следует работать над выразительностью совершенно в другом ключе, нежели в метале. Причина проста: в разных стилях музыки расстановка акцентов существенно отличается.



Учитесь у Музыки


Несмотря на то, что обучение построению фраз для гитары вышеописанным «триединым» способом довольно действенно, я настаиваю на том, чтобы вашим главным учителем была музыка. Музыка, которую вы любите, которую слушаете, и, само собой играете. Анализируя, подбирая, изучая, играя соло ваших любимых гитаристов, вы почерпнете немало интересного для успешного написания фраз для гитары – элементов собственных гитарных сольных партий.


Подбор соло гитары на слух является хорошим способом развития ваших музыкальных способностей. Также он помогает изучить примеры фразировки в естественных условиях. Вы также заметите, что постепенно перенимаете манеру использования фраз в соло для гитары у ваших любимых гитаристов. Не переживайте, все они, в свое время, поступали так же. Со временем у вас появится собственная манера исполнения.


На закуску - фразировка от легендарного Билли Гиббонса (ZZ Top)


Работайте, старайтесь, и успех не заставит себя ждать!

Комментарии:

Добавить