10 финтов на гитаре — копируем звучание других инструментов. Часть 2, последняя
Продолжение. Начало статьи смотрите по ссылке: 10 фишек на гитаре — звучим, как другие инструменты. Часть 1
3. Финт на гитаре №3. Станем секцией духовых
Логическим шагом после разбора нескольких гитарных финтов, имитирующих саксофон, будет подражание целой группе духовых инструментов. Я этому обучился на мелодиях из репертуара Chicago, Tower of Power, James Brown, Sly и других коллективов. Это так весело! Хорошей отправной точкой на этом поприще может стать заимствование типичных фраз духовых инструментов.
В упражнении Ex. 3a показано 4 варианта гармонизации по сути одного и того же однотактового отрывка, окончания квадрата в стиле ритм-энд-блюз (так называемый тернэраунд). Первый такт построен на основе трех разных верхних голосов. Второй такт — на двух, в то время как третий имеет один и тот же тон на вершине всех трех аккордов. А такт №4 предлагает маленькое изменение в оригинальную гармонию.
Для более фанкового эффекта в тональности F исполните двухтактовый пример Ex. 3b, в духе Tower of Power и посмотрите, как прыжки от аккордов к басовым нотам создают эффект наличия всей группы духовых. Глисссандо (slide) с E7 в F7 и конечный в первом такте аккорд F9 вобрали в себя ход медных духовых, в то время, как низкие ноты «фа» создают впечатление контрапункта в партии баритонового саксофона. Фигура, основанная на тетрахорде, во втором такте была показана мне в 1978 году музыкальным гуру Доном Моком (Don Mock), куски фраз которого я все еще регулярно воспроизвожу. С тех пор она и появилась в моем репертуаре.
Жесткие синкопы из упражнения Ex. 3c — я долго не мог понять, что это за трюки. Мы играет 4 аккорда Дона Мока (такт №1), вводим параллельные хроматические движения (такт №2) и добавляем фишки Каунта Бейси (Count Basie) в самом конце. Вот так вот!
4. Финт на гитаре №4. А если зазвучать, как фортепиано
Нам, гитаристам, техники и стили игры на клавишных предлагают другое важное направление для исследований мира музыки. Так какие фишки на гитаре нужно сделать, чтоб зазвучать как фортепиано? Наиболее очевидный ответ: «не бренчать». Играйте пример Ex. 4a, как написано. С использованием либо ударов вниз-вверх, либо только с помощью ударов вниз, и вы услышите очень гитарную версию прогрессии в стиле Тода Рандгрена (Todd Rundgren). Если не считать расположение звуков в аккордах, то ничего и близко не напоминает фортепиано, да? А теперь отложите медиатор и перейдите к упражнению Ex. 4B, где та же самая фигура аранжирована для пальцевой техники игры. Обратите внимание на то, как мы будем копировать фортепиано. С помощью продолжительно звучащих басов с отрывистыми и сыгранными одновременно нотами аккордов.
Другой вариант — разбить по ритму аккорды и басовые ноты, давая им продолжать звучать, как показано в Ex. 4c. Поняли? Хорошо. Двигаемся дальше.
5. Финт на гитаре №5. Разблокируем восьмые
Я начал исследовать технику игры на клавишах, потому что меня манили некоторые композиции, сыгранные на фортепиано и мысль, что я смогу воссоздать сразу бас, гармонию и мелодию этих песен. Конечно джазовые и классические гитаристы делали это все время. Но у меня был свой путь. Ведь я был заинтригован гармонической структурой фортепианных мелодий Тодда Рангрена и потратил много времени и умственных усилий, чтоб переложить их на гитару. В Ex. 5а приведены результаты одного из таких усилий, которые в конечном счете привели к регулярному исполнению песни вместе с ее творцом, которое началась лет 20 тому назад. Это вступление с метким названием «Счастливчик»/Lucky Guy (с Hermit of Mink Hollow) сочетает классическую фортепианную технику с продуманным движением басов в стиле Тодда в мажорном ключе B на фигурации из восьмых. Аккорды здесь меняются по два на такт. (Позже я перегармонизировал песню в стиле босса-нова).
Одна из наиболее изысканных композиций Рангрена была создана как побочная органная музыка к сцене похорон в сериале Crime Story. И в конце концов появилась в оркестровом виде как Kindness в альбоме 1991 года Second Wind. В примере Ex. 5B появляется секвенция на 6 тактов, употребляемая и в вступлении и в куплете произведения. Особенно обратите внимание на задержания. Особенно на тонический аккорд, появляющийся во втором такте в виде Gadd4, хотя изначально был задуман как Cmaj7 с пониженной третьей ступенью. Такие аккорды немного не привычны для гитаристов (хоть и хорошо берутся на гитаре). Изучение фортепианного голосоведения композиций Тодда оказались для меня бесценными. Поэтому я призываю вас проделать туже работу над композициями ваших любимых пианистов. Но фортепиано — это не единственный клавишный инструмент.
6. Гитарный финт №6. Посинтезируем синтезатор?
Я всегда был в восторге от творчества Яна Хаммера*, от того, что он делает на синтезаторе, иногда звуча, как самый удивительный гитарист на планете под железные электронные ритмы. Давайте попытаемся проследить, что помогает Яну Хаммеру создавать такие мелодии.
Декорированные выделенными, органическими подтяжками (bends), упражнения 6a и 6b показывает ходы и мотивы, основанные на миксолидийском ладе в ля не без восточно-индийских влияний.
Особенность упражнения 6c — трели на бэндах (играются в той же манере, что и Ex. 2c). Все это применимо к трем аккордам разных классов, основанных на тонике A.
Упражнение 6d напоминает фрагмент соло Яна в композиции Stratus, во фьюжн-альбоме Spectrum Билли Кобхэма. Начнем мы с двух тактов в верхнем регистре B-пентатоникой с колосальным бэндом на большую терцию (четыре лада) в конце пассажа. Потом делаем несколько интервальных скачков, прежде чем упасть в открытую позицию для остинато (повторения ритмической фигуры) в минорной пентатонике от D продолжительностью в 2 такта.
Классное правило здесь — вы можете создать фразу в не зависимости от музыки и играть линию, основанную на минорной пентатоние над любым минорным септаккордом. (Совет: придите с помощью любой линию, основанной на Bm7 аккорде обратно в тональность).
Упражнение 6e — это просторное импрессионистическое вступление, которое переходит в фанковский нарез в композиции Full Moon Boogie с альбома Jeff Beck Live with the Jan Hammer Group (1977). Но это не все фишки на гитаре в стиле клавиш Яна Хаммера.
7. Финт на гитаре №7. Подтяжки и интересные размеры
Просто однотактовый пассаж. Вот и все. Изумительная работа Яна Хаммера на синтезаторе в соло тесно связана с исключительной ритмической составляющей. Иногда вы можете найти в его произведений семичастные полиритмические связки в 5/8. Это и иллюстрирует упражнение 7a. Идея тут в том ,чтобы играть каждую фразу, которая также была создана, чтоб показать пресловутые струнные подтяжки (бэнды) Хаммера в A минорном пентатоническом и A миксолидийском ладах, четыре раза в трехчастном размере на 4/4. Закончить их и начать снова.
(Совет: В 6 такте бэнд делайте вниз, к полу, а потом попробуйте это провернуть на аккорды Dm7, Em7, или Fmaj7).
Упражнение 7b дает еще одну идею для ритмических фишек на гитаре. Сыграйте эту фигуру в размере 5/8. (Факт: Каждая песня Яна из альбома Oh Yeah? написана в новом размере. Ничего себе!)
Ладно, теперь давайте поиграем с атакой звука.
8. Финты на гитаре №8. Акценты громкостью
Когда приходиться имитировать звучание медных и деревянных духовых, а также струнных и эффекта pads, которые использует в своей работе синтезатор, то ручка громкости на гитаре или отдельная педаль под это дело — лучшие друзья. Акценты громкости можно использовать в простых одноголосых линиях, как это сделано в упражнении Ex. 8a. В основе этого примера — моя партия, имитирующая синтезатор, в песне Flaw Тодда Рангрена из альбома Liars. Но можно играть и сложнее — добавляя мягко или агрессивно тэппируемые (tapping) флажолеты.
Ex. 8b показывает, как я бы адаптировал флейту и медные духовые, сыгранные на синтезаторе, в Healing Pt.1 из репертуара Тодда Рангрена. Фактически я играю роль клавишных. Запомните эти аккордовые формы и, предварительно убрав громкость, берите левой рукой аккорды, ударяйте струны правой на 12 ладов выше для получения флажолетов и добавляйте громкость по вкусу.
(Совет: В медленном темпе попробуйте тэппировать аккорды чуть раньше удара метронома). В зависимости от аккордовой формы выбирайте наиболее удобный угол наклона пальцев во время тэппинга. Возможно, не из каждой ноты можно добыть тэппинговый флажолет, но большинство доаольно легко дадут нужные призвуки. (Совет: Добавьте немного компрессора, дилэя и/или ревербератора и испробуйте этот гитарный финт на упражнении 5b).
В упражнении 8c я выкрутил гейн на «11» и без использования ручки громкости начал теппировать аккорды Bm, Em/B и Asus4, создавая настоящий водоворот из флажолетов и обратной связи во вступлении к композиции Pieces of the Sun, которую исполняет Tony Levin Band. Но настало время научить гитару петь по-настоящему.
9. Гитарный финт №9. Найди свой голос
Если умело использовать натуральные флажолеты с ручкой громкости, рычаг или педаль «вау», то можно получить звуки очень близко напоминающие женский голос. Сыграйте подготовительное упражнение Ex. 9а в миксолидийском ладе исключительно только с помощью натуральных флажолетов между 3 и 5 ладами на четырех нижних струнах. Чтобы освоиться. А теперь упражнение в честь композиции Where Were You Джеффа Бека, созданной под вдохновением от Болгарского Женского хора.
Ex. 9b — упражнение сложное, направленное на развитие точного интонирования и легкости использования подтяжек с помощью рычага и флажолетов в мелодическом фрагменте на аккорде A7, пятой ступени в тональности D. (Факт: Плавающего тремоло существенно). Каждые пятинотный мотив создан с помощью одного флажолета. Продолжайте исполнять оставшиеся фразы, а потом попробуйте сыграть их на любые аккорды, гармонично сочетающиеся с тональностью D, например, Bm7, Em7 и Gmaj7. Вам нравится то, что вы слышите. Отлично, так что мы еще не разобрали?
10. Финт на гитаре №10. Играем, как две гитары
И наконец то последний финт, позволяющий звучать вашему инструменту не как гитара, а... как две гитары сразу. Немного потренируетесь и увидите, что не так уж и сложно играть за двоих. В 1997 году я имел честь быть принимать участие в записи альбома With a Twist (Тодд Рангрен), сыгранного в стиле басса-нова. Одной из задач было адаптировать электрическое соло из I Saw the Ligh (с Something/Anything?) для акустики с нейлоновыми струнами без потери особенностей оригинала.
В первой половине оригинального соло была одноголосая мелодия, во второй части — трехголосие. Я решил переиначить первые 4 такта оригинального соло с пмощью прогрессии Bm9- E13-C#m7b5-F#7#5 в стиле босса-нова.
Все это можете увидеть в упражнении Ex. 10. Мне понадобилось два дня, чтоб свести воедино те партии, Но живые выступления в полном составе и в дуете доказали ,что усилия были потрачены не зря. Во время последнего концертного тура я подобные вещи проделал с песнями Love of the Common Man (с Faithful) и Courage (сArena). Хочу ближайшее время создать аранжировку для гитары соло композиции In Memory of Elizabeth Reed с использованием этого же подхода.
Надеюсь, эти десять финтов на гитаре доставил ивам удовольствие. Держите уши открытыми. У видимся на концертах или на моем сайте jessegress.com!
* Ян Хаммер — пианист и композитор. Известен как по работе с разными коллективами, в том числе с Jeff Beck, Stanley Clarke, Mick Jagger, Mahavishnu Orchestra и другими, так и работой в киноматографе. Автор известной темы из сериала «Полиция Майями: Отдел нравов», Crockett's Theme.