10 фишек на гитаре — звучим, как другие инструменты. Часть 1
Автор оригинальной статьи в журнале Guitar Player: Jesse Gress. Перевод: Дроныч
Джесс Гресс — рок-гитарист, исполнитель, педагог. Бывший музыкальный редактор журнала Guitar Player. На счету Джесса Гресса сотни транскрипций, журнальных статей и пять нашумевших книг о мастерстве первопроходцев мира электрогитары. Не смотря на свою просветительскую деятельность, Джесс Гресс продолжает выступать составе коллектива Тодда Рандгрена. |
Сегодня я расскажу о 10 фишках на гитаре, которые помогут сымитировать звучание других инструментов. Возможно, кое-что вам покажется не совсем революционным, поскольку сейчас много гитаристов пытается расширить пределы понимания гитары как музинструмента. А среди них есть, кого вспомнить.
А именно:
- Джеффа Бека (Jeff Beck), искусно имитирующего вопли на губной гармонике и блеяние автомобильных клаксонов;
- Эдриана Белью (Adrian Belew) со всем его музыкальным зоопарком, где нашлось место и чайкам, и слонам, и носорогам, и насекомым из джунглей, и финтам на перегрузе с обратной связью;
- Дэвида Торна (David Torn), путешественника в мир микрохроматики;
- трюкача Стива Вая (Steve Vai) с его «вокальными» выходками;
- неподдающегося всяким определениям Аллана Холдсворта (Allan Holdsworth);
- посланника Небес Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).
И это хорошо, поскольку есть у кого черпать идеи и новые подходы.
Я с самого начала был обращен к изучению других музинструментов. Это было вызвано, как любопытством, так и необходимостью. В те дни не было синтезаторов, компьютеров и библиотек сэмплов. Кавер-группы редко обладали необходимыми инструментами или музыкантами, чтоб воссоздать каждую нужную запись. Поэтому приходилось приспосабливаться. Органисты и пианисты воспроизводили части, которые в оригинале играли духовые и струнные. От гитаристов нередко требовалось тоже самое. Это и привело меня к изучению, воспроизведению и расшифровке песен Gentle Giant, Tower Of Power, Todd Rundgren, Mahavishnu Orchestra и множества других исполнителей и групп. Все эти композиции не только сильно увлекли меня, но и стали у истоков писательской карьеры, которая продолжается до сих пор.
На сегодняшний день, я думаю, по крайней мере от 40 до 50 процентов моей игры — это фишки, взятые из техник игры на других инструментах и адаптированные под гитару. В самом деле, редактор Guitar Player'а Майкл Моленда, после выступления Todd Rundgren, как то заметил, что я весь вечер не использовал аккорды на баррэ. Это не совсем верно, но очень близко к тем принципам, которые я исповедую. Зачем ограничивать свой музыкальный словарь, учась музыке только у гитаристов, если помимо гитары есть целый мир других инструментов?
Все следующие примеры были отобраны с более, чем 40-летнего личного опыта со всех выступлений с популярными и не очень кавер-группами и авторами песен. С концертов Project Percolator Джимма Вайдера, Mahavishnu Project Грегга Бендиана, Джима МакКарти и нескольких мировых турне с Тоддом Рандгреном и группой Тони Левина. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что предложенные финты действительно работают.
Вам не потребуется ни какие-то дополнительные обработки сигнала, ни специальные приспособления, кроме плавающей системы тремоло в одном из примеров. Просто чистая техника игры на других инструментах. Так что подключайте гитару. Начинаем воровать и грабить это несметное богатство звуков и подходов. Давайте посмотрим, что уготовил для нас этот новый мир других инструментов.
1. Фишка на гитаре №1. Звучим, как барабаны.
Король музыки — время. Оно правит каждой стороной нашей повседневной жизни. И вся музыка, которую мы учимся играть, подчиняется его законам. Ритм — это время, подверженное делению. Это клей, который склеивает и создает мелодию и гармонию и держит группу вместе. Таким образом, безупречное чувство времени и ритма имеет важное значение для любого успешного музыканта. К счастью, мы гитаристы выбрали инструмент, который предоставляет в наше распоряжение широкий набор перкуссионных звуков, которые могут быть использованы не только практически в любом музыкальном контексте, а также для тренировки и улучшения наших собственных ритмических навыков.
Мы все делали «вака-вака» по приглушенным струнам. Но многие ли использовали верхние и нижние струны для имитации звучания бас-бочки и малого барабана?
В упражнении Ex. 1а приглушенными нотами (х) в ключе «до» изображены группы звуков, каждый на трех струнах, напоминающие фишки в стиле фанк. Этот отрывок подходит для широкого диапазона темпов. Используйте удары вниз (∏) и вверх (˅). Держите запястье свободно, акцентируйте вторые доли и... качайте. Совет: попробуйте сыграть свингуя шестнадцатые и добавьте «вау» по вкусу.
Упражнение Ex. 1b показывает, что происходит, когда вы примените ту же концепцию к изменчивому вступлению в песне Machine Gun Хендрикса.
Кстати о Джими, упражнение Ex. 1c иллюстрирует, как он мастерски владеет временем и пространством в уже классической для рока композиции Foxy Lady. Это достигается переменным использованием басов и аккорда 7#9.
Давайте вместе с упражнением Ex. 1d поднимемся в самые высоты и попытаемся воспроизвести высокие перкуссионные звуки в стиле латино. Для этого мы используем струну Е за пределами грифа. Эта гитарная фишка с глушением струны около воображаемого 36 лада работает отлично, но надо стараться избегать мест, где могут появиться призвуки от флажолетов.
Хотите, чтоб ваша гитара превратилась в чувственный саксофон? Тогда переходим к следующей фишке игры на гитаре.
2. Гитарная фишка №2. Плавно снимем звучание саксофона
Если вы хоть раз пытались имитировать саксофон, то, возможно, замечали, как многие партии этого инструмента хорошо переводятся на гитарный язык. Давайте начнем с некоторых фраз в стиле би-боп, подражая Чарли Паркеру. Во время моего обучения в 1978 году в Институте гитарных технологий*, великий Джо Диорио** вел класс би-бопа. Он постоянно подчеркивал важность плавности звучания для такой имитации. Для этого используем восходящее (hammer-on) и низходящее (pull-off) легато, скольжение (глиссандо, slide) и свип (sweep picking). Хитрость заключается в том, чтобы найти аппликатуру, в которой бы органично совмещались эти техники.
Первый такт упражнения Ex. 2а показывает типичную фразировку в стиле Паркера — нисходящая арпеджиоподобная линия, обыгрывающая аккорд Fmaj7. Все это звучит на фоне аккорда II ступени Dm7. Употребление Fmaj7 (IV ступени к субдоминанте (II)), наряду с другими новшествами, впервые ввел в музыку именно этот саксофонист. Здесь фишка в том, что аккорд обыгрывается с использованием нот на тон выше тех, что в него входят. (Совет: сыграйте этот пассаж на фоне аккорда G7). После удара вниз по 9 ступени аккорда (нота E) плавно переходим ко второй доле, где играем триоль с помощью свипа (медиатор скользит по струнам верх). На третью долю мы играем снова удары вниз и вверх, свингуя ноты.
Взятую аппликатуру переносим на три лада вверх в аккорд G7, продолжая создавать напряжение. И прыгаем в третий такт, разрешая все это в тонику Cmaj7. Играйте эти три такта по кругу. Итак, фишка на последовательности II-V-I снята.
В упражнении Ex. 2b показана прогрессия I-VI-II-V. Она превосходно вписывается в 7-10 такты блюза в стиле би-боп в тональности C. Конструкции Чарли Паркера украшены стратегически верно расставленными Джозефом Диорио легато (hammer-s, pull-ofs) и скольжениями по струнах (sweep). Обратите внимание на вариации ранее изученного упражнения Ex. 2а.
Вы когда-либо могли представить, что можно играть на подтянутых струнах трели? Такие трели на бэндах хорошо подходят для большинства штучек в стилях блюз и ар-энд-би (R&B). Попробуйте их исполнить в тональностях До-мажор и Ля-минор, как в упражнении Ex. 2c на ближайшем выступлении. И внимательно следите за тем, как скручивают себе головы зрители, наблюдая такие фишки на гитаре. Следуйте за пояснениями к нотам в этом примере и, надеюсь, вы сможете добавить в свою игру той чувственности, которой обладает саксофон.
Начало. Продолжение по ссылке: 10 финтов на гитаре — копируем звучание других инструментов. Часть 2
* GIT (Guitar Institute of Technology) — Институт гитарных технологий, частное некоммерческое музучилище. Голливуд, штат Калифорния.
** Джо (Джозеф) Диорио — известный американский джазовый гитарист, педагог. Играл с такими мастерами джаза, как Sonny Stitt, Horace Silver, Ira Sullivan, Stan Getz, Eddie Harris, Pat Metheny и Freddie Hubbard.