Riffer Madness. Глава 8. Вторая база. Соло на гитаре. Характерные черты гитарных соло Даррелла
Что может быть лучше, дорогие читатели, чем проснувшись, выпить чашечку горячего кофе (пить крепкие напитки с утра это плохо – точно вам говорю, для этого есть вечер), взять в руки гитару и запилить красивое соло на радость всем соседям? Сегодня U-rock.com.ua поможет вам развить технику соло на гитаре с помощью настоящего мастера этого дела! Да-да, мы рады представить перевод на русский язык следующей главы сборника уроков игры на гитаре Даймбега Даррелла «Riffer Maddness» – «Вторая база. Соло на гитаре. Углубленный взгляд на некоторые характерные черты гитарных соло Даймбега Даррелла».
Мы узнаем о технике растяжки пальцев левой руки для гитаристов, важности мизинца, симметричных гитарных пассажах, научимся сочинять потрясающие гармонические соло для начинающих и опытных гитаристов, а также попытаемся дать ответ на вечный вопрос – а нужно ли играть соло на гитаре, если в песне уже есть классные гитарные риффы? Приятного прочтения!
«Терпеть не могу ребят, которые постоянно играют быстрые гитарные соло только потому, что они это могут. Успокойся и сыграй несколько значимых нот, дружище. Я, черт возьми, сыграю одну ноту больше миллиона раз, когда угодно. Играй эту ноту с чувством, сердцем и характером и дай ей петь, как это делает Билли Гиббонс (Billy Gibbons – вокалист и гитарист американской рок-группы «ZZ Top»). Не поймите меня превратно, я тоже люблю выдать заряженное гитарное соло, но только в том случае, если это дополняет песню.
Это значит, что в некоторых случаях соло-партия будет лишней. Не хочу, чтобы вы подумали, будто я пытаюсь отказаться от соло на гитаре, ведь я их играю, друзья. Я по-настоящему напряженно работал над собственной техникой игры на гитаре, и все мои гитарные соло прочувствованы и пережиты. В моем понимании, сыграть то, что органично вливается в песню намного важнее, чем удивить других музыкантов, наяривая по всему грифу гитары, или, хвастаясь новой трехручной техникой игры. Если песня требует зажигательного гитарного соло, я его сыграю, но, если, же я чувствую, что всего одна или две ноты способны украсить нашу песню, именно они и прозвучат. И я не чувствую необходимости каждый раз доказывать, что я могу играть гитарные соло быстро и чисто – своевременность и эмоциональность моих соло на гитаре – вот, что действительно имеет значение».
«Гитарное соло из песни Pantera – «5 Minutes Alone» является хорошим подтверждением моих слов. Я вспомнил, насколько «сложно играть легкие партии», когда дело дошло до гитарного соло в этой песне. Я боролся с желанием наворотить чего-то невероятно сложного в ограниченный промежуток времени. Внезапно меня озарило. Вот она, нужная мне нота. Эта мысль пришла мгновенно, как укус змеи. В этом весь я.»
«Конечно, вы можете выразить себя, выступая в роли соло-гитариста, но видеть выступающую рок-группу, все музыканты которой колбасятся под гитарный рифф, скачут по сцене и мчатся на ней – это впечатляет, независимо от направления играемой музыки. Мы (Pantera – авт.) делаем это постоянно. Когда мы играем рифф – это не соло игра, это игра всей группы. К примеру, в песне Pantera – «War Nerve» изначально присутствовала часть, во время которой предполагалось соло на гитаре, но нам не очень нравился фоновый гитарный рифф. Так вот, когда мы работали над сопровождением, родился такой потрясающий тяжелый рифф на гитаре, что было решено играть его вместо гитарного соло – он должен был порвать всех на концерте. В принципе, песня ничего не потеряла. Pantera – это отлаженная машина и когда мы заряжаем вместе – это сносит башню».
Как и написано во вступлении, Даррелл входит в число гитаристов, занимающих видное положение в 90-х годах 20 века и, которые, использовали гитарные соло-партии для украшения играемой музыки. По этой причине гитарные журналы дрались за право разместить на обложке его фото а сам он выиграл множество читательских опросов на звание лучшего Рок/ Метал гитариста. Как доказывает вышеприведенная цитата, Даймбег никогда не играл и не собирался играть сложные и быстрые соло в песнях Pantera только лишь потому, что делать это позволяла его техника игры на гитаре. В первую очередь Даррелл – командный игрок, утверждение, которое он не раз еще подтвердит (если еще этого не сделал) далее в этой главе.
В то же время, как уже говорилось, Даррелл является феноменальным соло-гитаристом, поэтому, не мудрствуя лукаво, давайте рассмотрим несколько характерных черт его гитарных соло. Подобно ранее рассмотренной главе 6, часть статьи состоит из ответов Даймбега на письма читателей. Мы начнем с рассмотрения соображений Даррелла касательно «учебы у других, растяжки пальцев левой руки при игре на гитаре, симметричных пассажей и важности вашего мизинца».
Адские растяжки
«Некоторые начинают чувствовать неловкость, когда сталкиваются с парнем, который круто нарезает на гитаре, но только не я – меня это вдохновляет, - говорит Даррелл. Игра на гитаре не должна превращаться в соревнование гитаристов. Прослушивание чьей-то музыки всегда распаляет меня, способствует появлению новых идей, изучению новых фишек на гитаре. Я не усаживаюсь с грудой аудиозаписей и не пытаюсь кого-то скопировать. Я пытаюсь уловить манеру игры, в целом, и учусь на этом. Используйте ваши уши и учитесь всему, чему можете и, у кого можете. Вслушивайтесь!»
«Когда я только начинал играть на гитаре, огромное влияние на меня имел Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen – американский гитарист-виртуоз – авт.). Композиции его первых двух альбомов настолько агрессивны и так напористо звучат, что меня от них до сих пор от них в дрожь бросает. Я подолгу разглядывал фотографии в журнале Guitar World, где он, играя на гитаре, демонстрировал хорошую растяжку пальцев левой руки. Это вдохновило меня на собственные идеи с широкой растяжкой – как, например, 2 фразы (небольшие эмоционально насыщенные части соло на гитаре – авт.)» в E-миноре, представленные примерами 88 и 89. Также, просмотрев фотографии, я узнал о значении мизинца для игры на гитаре. Поиграйте следующие примеры. Они определенно способны развить растяжку пальцев вашей левой руки.
Классные неуклюжие пассажи
«Получше узнав гриф моей гитары, я уяснил, что на 10 ладу струны A (5-й струны – авт.) расположена нота E. Позже, играя, я подумал: «Ведь я знаю несколько фраз на гитаре с использованием растяжки пальцев левой руки на первой E струне (1-я струна – авт.), которые играются с 12 по 19 лад. Так почему бы не сыграть эту аппликатуру на каждой струне, пока я не дойду до ноты E на 19 струне A?». Пример 90 демонстрирует практическое воплощение этой идеи на основе фразы из примера 89».
Важное замечание. Играя на гитаре эти, требующие хорошей растяжки пальцев пассажи, Даррелл неизменно принимает классическую позицию игры на гитаре, при которой его левая рука, а точнее ее большой палец упирается в заднюю часть грифа гитары (Фото 1) в противоположность охватыванию им гитарного грифа сверху (Фото 2), типичной для исполнения рок-соло на гитаре манеры. Размещая большой палец позади грифа гитары, Даррелл расширяет возможности растяжки пальцев левой руки. Попробуйте сами и вы поймете, что я имею ввиду.
«Поскольку аппликатура в примере 90 одинакова для каждой струны, многие называют такие пассажи симметричными», - сообщает Даймбег. «Это просто, но классно. Буду честен с вами, я понятия не имею, какая гамма использована в этом пассаже, поскольку не являюсь великим знатоком музыкальной теории. Все что я знаю – она звучит классно в E-минорной тональности, остальное неважно. Прислушивайтесь, и пускай ваши уши решают, где правильная нота, а где фальшивая. Чувство музыки и спонтанность – вот мои киты! Абсолютно необязательно быть гением теории музыки, чтобы тебя посещали классные мелодичные идеи. Просто играйте что-то так, как ты это понимаешь, и все будет отлично, независимо от того, знаете ли вы это в теории или нет. Так или иначе, поскольку эта идея сработала, я заинтересовался симметричными пассажами».
В примере 91 представлен другой симметричный пассаж на гитаре в тональности E-минор, для правильного исполнения которого гитаристу потребуется широкая растяжка пальцев левой руки. Это гитарный пассаж, чем-то похожий на тот, который я играю перед соло на гитаре в песне Pantera – «Cowboys From Hell». Этот восходящий гитарный пассаж на практике довольно прост. Я возился с пассажем на нижней E (шестой) струне моей гитары (отмеченным в примере как initial lick – (англ. начальный пассаж – авт.) и вдруг подумал: «А что произойдет, если я продолжу играть эту аппликатуру через весь гриф гитары, закончив на верхней E (первой) струне? Я попробовал, получилось классно, и теперь я использую это пассаж в гитарном соло «Cowboys From Hell». Снова оговорюсь – не имею ни малейшего понятия, что это за гамма, для меня это просто великолепный E-минорный пассаж».
Для облегчения вашего восприятия аппликатуры симметричных пассажей Даймбег предлагает взглянуть на рис. 34, выполненный в виде сетки аккордов, который демонстрирует положение пальцев на гитарном грифе.
Пример 92 демонстрирует E-минорный симметричный гитарный пассаж из обширного репертуара Даррелла. Тот факт, что он состоит из септолей (группа из семи нот одинаковой длительности – авт.)придает ему изящество и ритмичность. Этот специфический пассаж на гитаре требует серьезной растяжки пальцев левой руки гитариста и аккуратности (особо касательно мизинца), что обусловлено использованием слайдов и легато. Имейте это ввиду и начинайте играть его с небольшой скорости. Как уже говорилось ранее, в главе 5, не забывайте о разминке пальцев левой руки перед игрой на гитаре, иначе вы рискуете потерять способность играть на долгое время.
И снова, для облегчения визуального понимания аппликатуры, указанного в примере гитарного пассажа, взгляните на рис. 35.
«Попробуйте сочинить собственные пассажи на гитаре с растяжкой пальцев левой руки и не переживайте, что у вас не получится. Просто пробуйте», - заключает Даррелл. «Аппликатура этих пассажей схожа, но звучание зачастую разнится. Поэтому пробуйте, экспериментируйте и никогда не сдавайтесь!»
Расширяемся
«Дорогой Даррелл, я думаю, это просто великолепно, что в своих уроках ты используешь материал из песен Pantera. Послушав песню Pantera – «This Love», я заинтересовался, как тебе удается контролировать такие широкие бенды. Я пробовал сам, но ничего не вышло».
«Чтобы точно играть такие сложные бенды, как в песне «This Love», необходимо внимательно слушать собственную гитару – это самое главное. Еще один способ, который поможет вам контролировать ваши бенды на гитаре – использование более чем одного пальца для игры гитарных бендов. К примеру, играя бенд указательным пальцем, я помогаю ему остальными тремя пальцами моей левой руки. Парни из журнала «Guitar World» сказали мне, что эта техника называется, что эта техника называется усиленный бенд.
По одному ладу
«Здорово, дружище! Я просто торчу от твоего звука и техники и, подобно любому гитаристу, хочу развиваться дальше. Как и ты, я не люблю подолгу сидеть над теорией, но обожаю играть. Буду очень признателен, если ты подскажешь мне несколько специфических приемов, которые я смог бы использовать в моих новых гитарных соло!»
«Скажу тебе одно Фермер – хроматика. Куча народу постоянно интересуется разнообразными фишками на гитаре, тогда как я более склонен сыграть пассаж и хроматически (по одному ладу – авт.) сдвигать его по грифу гитары. Это самое простое, что может быть, но звучит просто убойно! Попробуй сам, дружище! Сядь и сыграй простую A-минорную вертушку (быстрая, но короткая повторяющаяся часть солона гитаре – авт.) показанную в первом такте примера 93. Затем сдвигай ее вверх по грифу своей гитары, как в тактах 2 и 3. Несмотря на то, что я играю эту вертушку через целую октаву (12 гитарных ладов), тебе это делать необязательно – можешь остановиться, когда захочешь, потому что, повторюсь в миллионный раз, нет никаких правил! Также хорошо звучит и хроматическое понижение мелодии по грифу (в сторону порожка гитары)!».
О силе мизинца
«Здравствуй, Даррелл! Недавно я видел ваше выступление, и это было круто, ребята! Я обратил внимание, что играя соло партии и риффы на гитаре ты постоянно используешь мизинец. Я начинающий гитарист и, когда я играю мизинцем, это причиняет мне ощутимую боль. Но я продолжу работать над игрой мизинцем, если ты считаешь, что это улучшит мой уровень игры на гитаре. Спасибо, дружище!»
«Я определенно советую тебе использовать мизинец, играя на гитаре, братишка – я делаю это постоянно! Если рифф, пассаж или фраза, которые та играешь на гитаре, требуют растяжки пальцев левой руки, без мизинца тебе просто не обойтись. В качестве примера хорошо подойдет рифф из песни «Pantera» - «Shedding Skin», рассмотренный нами ранее (глава 6. Ч. 1 пример 28). Этот рифф играется на нижней E (шестой) и A струнах. Так что, если ты все еще не играешь мизинцем, стоить начать немедленно и вскоре ты заиграешь так, как раньше и не представлял себе. А для развития техники игры на гитаре с мизинцем хорошо подойдет A-минорная фраза, представленная примером 94. Использование мизинца расширяет твои возможности, так зачем же себя ограничивать? Не будь одним из неудачников, которые хнычут: «Ой, мой мизинец слишком слаб – я не буду ним играть!». Раз уж он у тебя есть, играй ним!»
Солировать или не солировать? Вот в чем вопрос
«Здорово, Даймбег! «Pantera» - моя любимая группа, а ты крутейший гитарист из всех, что я видел! Мой вопрос таков: ты играешь соло на гитаре часто и много, но меня удивляет тот факт, что в некоторых песнях гитарного соло нет вообще, например, в песне «Slaughtered»? В чем причина?»
«Мне нравится играть гитарное соло, но только в том случае, если оно украшает песню, а это возможно не всегда – в некоторых песнях «Pantera» соло-партия на гитаре будет лишней. В этом случае я стараюсь смотреть шире, обдумывая подходящий фрагмент для конкретной песни. Кстати, песня «Pantera» – «Slaughtered», как раз иллюстрирует подобный случай. В начале работы над этой композицией мы собирались вставить соло-партию на гитаре, но когда мы работали над этой медленной частью, парни едва не уснули прямо с кружками пива в руках. Тогда я понял, что медленная часть песни, где должно было прозвучать гитарное соло, просто убивает весь кач и энергетику и сказал: «Да ну его!» Смотри шире дружище, без этого никак!»
Подробнее о гармонических соло на гитаре
«Дорогой Даймбег, твои статьи великолепны! Не мог бы ты, пожалуйста, подробно рассказать о гармонических гитарных соло, которые ты играешь, например, в песне «Pantera» – «Hollow». Гармонические соло на гитаре звучат потрясающе, но я не знаю, как их сочинять. Если ты объяснишь, как ты пришел к этому, то здорово мне поможешь! Спасибо!»
«В юности, часы, проведенные с магнитофоном, в попытках сочинить гармонические соло на гитаре открыли для меня новый мир. Я записывал одну дорожку, что-то вроде нескольких фраз в A-миноре, показанных в примере 95, затем проигрывал ее и подбирал гармонию».
«Вам совершенно необязательно быть счастливым обладателем четырехдорожечного магнитофона, сгодится и старенький, видавший виды, бумбокс, вроде того, что был у меня. Также, поскольку у меня не было драм-машины, чтобы держать ритм я просто отстукивал по полу во время записи».
«Когда я работал над гармонической частью соло на гитаре, я, обычно, начинал с того, что играл ту же аппликатуру, но на три лада выше по грифу гитары (к примеру A-минор на три лада выше), вместо того, чтобы применять теоретические знания, которых у меня толком и не было. Если идти по этому пути, основная часть соло будет звучать хорошо, но две-три ноты, обычно, режут слух. Это довольно легко исправить. Начать следует с мажорной терции, то есть сдвинуть «неправильную» ноту еще на лад выше по гитарному грифу, таким образом, расстояние между ними будет равно двум тонам (4 лада на грифе гитары). Если же нота все еще не звучит в нужном ключе, сдвиньте дальше, до тех пор, пока ее звучание не покажется вам подходящим. Есть целая куча подходящих интервалов, в зависимости от того, какой именно звук в сочетании этих двух нот вы хотите услышать. Как я уже говорил вам – используйте свои уши и прислушивайтесь».
«Чтобы наглядно продемонстрировать вам то, о чем я только говорил, давайте подробно рассмотрим гармоническую линию соло на гитаре к примеру 95, используя описанную выше методику. Во-первых, включите магнитофон и запишите первое соло (совет: перед тем, как начать, играть дайте отсчет ногой: раз, два, три, четыре. При прослушивании это поможет вам определить, когда именно начнется звук). Теперь перемотайте запись и послушайте, как звучит это соло, когда вы дублируете его на своей гитаре точно такой же аппликатурой, но на три лада выше, что указана в примере 96».
Замечание: Чтобы облегчить вам прослушивание записей, в аудиофайлах, доступных по соответствующей ссылке пример 95 звучит в левом канале, а пример 96 – в правом.
«Моему слуху наиболее подходящими кажутся гармонии к третьей, пятой и седьмой нотам, тогда как звучание гармоний ко второй, четвертой, шестой и восьмой нотам нельзя назвать удачным (в примере 96 эти ноты обозначены звездочкой). Поэтому давайте сдвинем четыре «неудачных» ноты на лад вперед по грифу гитары (пример 97) и попробуем снова. Теперь все звучит отлично. Разобрались? Это просто, но действенно».
Замечание: И снова, для вашего удобства, пример 95 звучит в левом канале, а пример 97 – в правом.
Пример 98 представляет собой первые два такта заглавного соло на гитаре из песни «Pantera» – «Hollow» (звучит в левом канале), а пример 99 – это соответствующая гармоническая линия (звучит в правом канале). Не спешите с ними. Предлагаю вам, перед тем, как сыграть пример 99, попробовать подобрать его самостоятельно, руководствуясь табулатурой, предложенной в примере 98 и методикой, которую мы только что изучили.
Размышления над гитарным соло в песне «Pantera» – «Cemetary Gates»
«Дорогой Даймбег, спасибо за отличное описание соло на гитаре в песне «Pantera» – «Cemetary Gates». Я выучил это гитарное соло и моя группа теперь играет эту песню на концертах. Конечно, наша версия звучит не настолько хорошо, как твоя, но публика приходит в восторг! Поэтому я хочу спросить не о том, как играть эту соло-партию на гитаре, а о том, как ты ее написал – в процессе долгой работы или же в результате мгновенного наплыва вдохновения?»
«Эта история не очень проста и достаточно необычна. Я помню, как думал над потрясающим гитарным соло к песне «Cemetary Gates». Так вот, однажды вечером я отрывался на вечеринке, гулял на всю катушку и джемовал с парнями. Придя домой, я понял, что в моей голове крутится всего одна мысль: «Соло для «Cemetary Gates!» Соло для «Cemetary Gates!» Я взял гитару, врубил на полную свой усилитель и сыграл три гитарных соло кряду, под запись, не останавливаясь, чтобы прослушать какое-либо из них ».
«Не могу сказать, что после прослушивания я почувствовал удовлетворение. Поэтому я расстроился, лег спать и проснулся на следующий день с осознанием того, что у меня много работы. Я собрался стереть вчерашний материал, но вдруг решил, что не стоит торопиться, взял наушники и включил его снова. О чудо, вот оно, именно то, что надо! Первое соло, сыгранное вчера было великолепно! Второе и третье были тоже ничего, но в первом было очарование первого дубля, поэтому я его и выбрал!»