Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Категория: > Теория музыки

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Зачастую, начинающие гитаристы боятся словосочетания «теория музыки» и первое желание, которое у них возникает – это развернуться и бежать подальше и поскорее.

На деле же все далеко не так сложно, как кажется. Представьте себе, что нот всего лишь двенадцать. Каждая из этих двенадцати нот может играться в различных октавах, но количество их остается неизменным. Двенадцать нот – это совсем немного и абсолютно не страшно, правда?

Не будем кривить душой – многие известные гитаристы, входящие в топ 10 гитаристов мира признаются, что знакомы с теорией совсем немного либо не знают ее вовсе. В то же время, все они, в частности непревзойденный мастер тяжелых гитарных риффов, Даймбег Даррелл, никогда не упускали возможности расширить собственные горизонты, изучая теорию музыки.

Перед тем, как перейти непосредственно к построению аккордов на гитаре, необходимо разобраться с азбукой. Как вы знаете, устройство гитары таково, что ее гриф разделен на лады. Данная терминология вызывает некоторые споры, поскольку некоторые склонны называть ладами сами металлические порожки, и они, по-своему, правы. Эти прения отчасти напоминают вечный спор о том, что появилось раньше – курица или яйцо, поэтому сегодня для вашего удобства, мы будем считать, что лады на гитаре – это пространство между металлическими порожками, начиная с первого и до последнего (двадцать второго или двадцать четвертого, кому как повезет). Если же вы решите самостоятельно эти самые порожки заменить, то, придя в магазин, торгующий необходимым товаром, смело заявляйте продавцу, что вам нужны лады для гитары.

Каждый лад (здесь и далее, в нашем с вами понимании) – это интервал в полтона. Соответственно, два лада составляют тон. Во избежание проблем в будущем запомните это навсегда, как дважды два – четыре и день рождения любимой девушки.

Также данный материал предусматривает, что вы, конечно же, знакомы с названиями нот латинскими буквами, если нет, ссылка вам в помощь, поскольку далее мы будем использовать именно буквенную транскрипцию нот на гитаре

Хорошо, теперь давайте закатаем рукава, и приступим.

Построение мажорной гаммы. Мажорная гамма на гитаре

Хроматически (то бишь подряд, лад за ладом), начиная с ноты C (до) можно построить следующую гамму:

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

или

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Для тех, кто не в курсе, значок «#» означает диез (повышение на полтона), а «b» подразумевает бемоль – наоборот, понижение на те же полтона. Дальше, еще интереснее. Поскольку расстояние между нотами C и D равняется одному тону, лад, расположенный между ними содержит ноту C# (до-диез) или… Да-да, вы правы – Db (ре-бемоль). Таким образом, C# и Db являются одной и той же нотой, название которой меняется в зависимости от используемой вами тональности.

Любая из представленных выше хроматических гамм, на грифе гитары, выглядит так:

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

В данном случае, расстояние или интервал между нотами составляет полтона. Довольно просто, не так ли?

Теперь давайте сузим круг наших интересов до 7 нот, из которых построим мажорную гамму. Мы сделаем это в тональности C (до-мажор), по двум причинам: во-первых, в ней нет диезов или бемолей, а, во-вторых, она довольно проста для запоминания.

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Нет разницы в том, с какой именно ноты вы начнете построение мажорной гаммы, поскольку интервалы между нотами остаются такими же. К примеру, вы хотите сыграть E-мажорную гамму. В этом случае первая нота будет E, а дальше просто соблюдайте интервалы и все получится.

Теперь, разобравшись с мажорной гаммой, можем смело переходить к построению аккордов на гитаре.

Как строить аккорды на гитаре

Суть аккорда (трезвучия) на гитаре заключается в комбинировании нот относительно мажорной гаммы. Вот почему мы, первым делом, разобрали мажорную гамму на гитаре. К примеру, мажорные аккорды на гитаре строятся при помощи комбинации первой, третьей и пятой нот мажорной гаммы: аккорд C = C, E, G... аккорд E = E, G#, B. Все, проще некуда.

Вот вы и научились строить мажорные аккорды на гитаре. Если, конечно, умеете считать до трех.

Первая нота аккорда на гитаре (тоника аккорда) дает ему название, а третья определяет мажорный он или же минорный.

Если вы хотите построить на гитаре минорный аккорд, опустите его третью ступень на полтона ниже, сыграв, таким образом, пониженную третью ступень или, выражаясь правильно, минорную терцию. Формула минорного аккорда на гитаре следующая: аккорд Cm = C, Eb, G... аккорд Em = E, G, B.

20 лет назад по телевизору крутили рекламу растворимого напитка с фруктовым вкусом, который, как, потом, оказалось, вызывает язву желудка и прочие неприятности. К чему я об этом вспоминаю, спросите вы? У этой рекламы был очень удачный слоган: «Просто добавь воды!» Что же касается нас с вами, то, чтобы построить на гитаре более продвинутые, «джазовые» аккорды , нам нужно просто добавить другие ноты к уже известным трем и далее мы разберемся, как именно это сделать.

Одной из наиболее популярных в среде гитаристов «фенечек» является добавление к аккорду на гитаре седьмой ступени гаммы (септимы). Вам необходимо знать, что существуют два вида аккордов на гитаре с добавленной седьмой ступенью: собственно септаккорд (обозначается как maj7 major 7) и доминантсептакорд (обозначается 7).

Формулы вышеуказанных типов септаккорда на гитаре также разнятся.

maj7 = 1, 3, 5, 7

7 = 1, 3, 5, b7

Вы, естественно, сталкивались с аккордами наподобие A9, F11, B13. Не бойтесь этих индексов, просто знайте, что поскольку восьмая нота гаммы служит первой для следующей октавы, то 9 – это та же вторая, 11 – 4, 13 6 ступени той же гаммы, только на октаву выше. Взгляните на следующую схему.

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

То есть, если в случае с обычным септаккордом на гитаре мы просто добавляем седьмую ступень, то доминантсептаккорд требует от нас понизить седьмую ступень на полтона.

Про аккорды с дробями, например Dm/F, написана отдельная статья, мы же пойдем дальше, и рассмотрим формулы построения более сложных аккордов.

Аккорды на гитаре с мажорной терцией (увеличенное трезвучие)

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Аккорды на гитаре с минорной терцией (уменьшенное трезвучие)

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Вот еще пара аккордов, стоящих вне представленных категорий:

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Подвижные аппликатуры аккордов на гитаре.

Вы можете играть на гитаре эти аккорды, сдвигая их вверх по грифу гитары, чтобы сменить тонику и, конечно же, сам аккорд (желательно владеть приемом баррэ). В любом случае тоника гитарного аккорда будет находиться на шестой струне вашей гитары.

В представленных ниже примерах тоника находится на третьем ладу шестой струны, следовательно – это нота G.

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Аккорды на гитаре с тоникой на пятой струне гитары

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Аккорды на гитаре с тоникой на четвертой струне гитары

Как строить аккорды на гитаре. Мажорная гамма на гитаре

Если у вас возникают сложности с пониманием приведенных аккордовых схем, давайте разберем аккорд Fmaj7, аппликатура которого - xx3555. Значки «х» на шестой и пятой струнах означают, что в этом аккорде они не должны звучать. Тройка означает, что четвертая струна играется на третьем ладу и так далее… Кстати, аккорд F вполне можно играть и без баррэ.

Конечно же, это далеко не полный список возможных аппликатур гитарных аккордов, но, освоив принципы построения сложных аккордов на гитаре, вы поймете, что на самом деле они довольно просты и, более того, сможете строить самостоятельно, не пользуясь какими-либо дополнительными материалами.

Поэкспериментируйте с этими аккордами на гитаре, и вы увидите, насколько они способны разнообразить звучание вашей гитары.

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Группа: Администраторы
  • ICQ:
  • Регистрация: 29.11.2011
  • Статус: Пользователь offline
  • Комментариев: 34
  • Публикаций: 105
^
megoOdmin, реально мощно! wink Особенно это улыбнуло: «просто добавь воды»

--------------------
Цитата
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Нехера непонятно, а жаль...
Цитата
  • Євген

  • 6 августа 2014 16:48
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Благодарю Вас за проделанную работу, все очень доступно описано.
Цитата
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Понятно все, кроме того, как строить минорные аккорды.
А так, спасибо автору
Цитата
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Я конечно дико прошу прощения, что свое теоретическое "рыло" сую в "калашный" гитарный ряд... но в какой это вселенной увеличенным и уменьшенным трезвучием стали называть все, что не попадя? У гитаристов что, своя особая теория музыки? И своя классификация аккордов?
Отличается система записи, но не аккордовые структуры и не названия аккордов. Увеличенным трезвучием в вашей таблице является только то что обозначено как "aug", а уменьшенным - только "dim". Все остальное называется по-другому.
И на счет "мажорной" и "минорной" терции вы тоже погорячились - и в мажорном, и в минорном трезвучии есть обе терции, и называются они "большая" и "малая".
Такое ощущение, что все эти ваши таблички составлял математик, а не музыкант.
Цитата
  • Группа: Администраторы
  • ICQ:
  • Регистрация: 29.11.2011
  • Статус: Пользователь offline
  • Комментариев: 34
  • Публикаций: 105
^
muza_uchilkina, Вы совершенного правы. В статье все так и написанно. А таблички очень нужны, когла мыслишь не конкретными тонами, а сткпенями лада. При таком мышлении транспонирование любой музыки это считанные секунды.

--------------------
Цитата
  • Anna

  • 19 июня 2017 23:30
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Спасибо большое, самая понятная статья на эту тему, для меня по крайней мере! единственное что не поняла, почему в аккорд E входит G#, если до этого было сказано что в мажорные аккорды входят ноты с мажорной гаммы то есть без диезов и бемолей?

Спасибо большое, самая понятная статья на эту тему, для меня по крайней мере! единственное что не поняла, почему в аккорд E входит G#, если до этого было сказано что в мажорные аккорды входят ноты с мажорной гаммы то есть без диезов и бемолей?

Спасибо большое, самая понятная статья на эту тему, для меня по крайней мере! единственное что не поняла, почему в аккорд E входит G#, если до этого было сказано что в мажорные аккорды входят ноты с мажорной гаммы то есть без диезов и бемолей?
Цитата
  • Группа: Администраторы
  • ICQ:
  • Регистрация: 28.11.2011
  • Статус: Пользователь offline
  • Комментариев: 16
  • Публикаций: 59
^
Цитата: Anna
Спасибо большое, самая понятная статья на эту тему, для меня по крайней мере! единственное что не поняла, почему в аккорд E входит G#, если до этого было сказано что в мажорные аккорды входят ноты с мажорной гаммы то есть без диезов и бемолей?


У Вас неверное представление мажорной гаммы. В гамме Е (Ми) мажор есть нота G#. Кроме того мажорные аакорды строятся путем добавления к тонике сначала мажорной терции (2 тона), а потом - минорной (1,5 тона). В случае с тоникой E это будут G# (соль диез) и H (си).

--------------------