Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре
Доброго времени суток, друзья! Сегодня мы продолжим совместную работу над музыкальной теорией, и, в очередной раз, расширим ваши музыкальные горизонты. Освоив минорную пентатонику, и, познакомившись с основами игры фраз на гитаре, вы, не без удовольствия обнаружили, насколько возросли ваши возможности исполнения и сочинения музыки на гитаре. Но, рано или поздно, каждый начинающий гитарист ощущает, что этого недостаточно, и даже, почти всемогущая, пентатоника начинает приедаться. Если вы оказались в подобной ситуации, не мешкайте и немедленно начинайте изучать новые гаммы. U-rock.com.ua рекомендует начать этот долгий и тернистый путь с гармонической минорной и мелодической минорной гамм на гитаре.
Причин тому несколько.
Во-первых, они достаточно просты, и, в то же время, эффективны в использовании, во-вторых, вы без труда сможете комбинировать их с уже знакомой пентатоникой, в-третьих, они широко применяются в роке, джазе и фанке, поэтому особых проблем с примерами у вас не возникнет. Кроме того, освоив предложенный материал, вы с одинаковым успехом сможете применить гармонический и мелодический минор как при игре на гитаре соло, так и при исполнении гитарных риффов.
Итак, тема сегодняшней статьи – гармоническая и мелодическая минорная гаммы на гитаре. Мы научимся создавать их и использовать в собственных целях. Для понимания дальнейшего материала, вам, естественно, необходимо знать, что собой, в принципе, представляют минорная и мажорная гаммы на гитаре, а также обозначение нот буквами латинского алфавита.
Гармонический минор на гитаре
Каждая гамма, для гитары или же любого другого инструмента, состоит из семи нот (восьми, если, в конце гаммы, повторять ее первую ноту октавой выше), называемых ступенями гаммы. Формула гармонической минорной гаммы имеет следующий вид (символ b является бемолем и означает понижение на полтона, т. е. на 1 лад в сторону головки грифа).
Как мы с вами видим, особенностью гармонического минора являются пониженные на полтона третья и шестая ступени гаммы. Перейдем к примерам.
Давайте возьмем за основу C (до) мажорную гамму, и применим к ней уже знакомую нам формулу гармонического минора.

Применив формулу гармонического минора, а именно, понизив третью и шестую ступени нашей C-мажорной гаммы (ноты E и A) на полтона, получаем гармоническую C-минорную гамму.

Данная формула универсальна и может быть применена к любой мажорной гамме. Например, к A-мажору (символ # называется диез, и, в противоположность бемолю, повышает ноту на полтона, т. е. на тот же один лад).


Гармоническая минорная гамма очень похожа с натуральной минорной гаммой. Единственное принципиальное отличие заключается в мажорной седьмой ступени. В связи с этим, обыгрывая такие аккорды как доминантсептаккорд, например C7, или же малый минорный септаккорд, например Em7, вы обнаружите, что некоторые ноты гармонической минорной гаммы не звучат должным образом. Из-за пониженной третьей ступени могут возникнуть трудности те же при обыгрывании мажорных аккордов. Это никоим образом не значит, что вы, в принципе, не сможете обыграть эти аккорды с помощью гармонической минорной гаммы. Будьте изобретательны!
Мелодическая минорная гамма для гитары
Мелодическая минорная гамма для гитары фактически копирует мажорную, с той лишь разницей, что имеет пониженную третью ступень. Формула мелодического минора выглядит так:
Не мудрствуя лукаво, обратимся к старой доброй C-мажорной гамме.

Необходимо отметить, что предложенная формула мелодической минорной гаммы так же универсальна и применима к любой известной тональности. Вот, к примеру, гамма E.


Вы можете играть мелодическую минорную гамму на гитаре вместо другой минорной гаммы или пентатоники. Обыгрывая минорный секстаккорд, например Em6, или же минорные/ мажорные доминантсептаккорды, вы не ощутите неудобств. В то же время, мелодическую минорную гамму нельзя назвать «всеядной», из-за пониженной третьей ступени и мажорной седьмой. Кстати, понизив седьмую ступень на полтона, мы получим Дорийский лад (гамму).
Чаще всего мелодический минор используется в таких стилях как джаз и фанк. Привлекательность мелодической минорной гаммы для джазменов заключается в ее схожести с дорийской гаммой, которая, в свою очередь играет в джазе примерно такую роль, как пентатоника в рок-музыке. Что же касается фанка, то здесь мелодический минор звучит благодаря своему мажорному ощущению, но минорному звучанию.
Нисходящая и восходящая мелодическая минорная гамма
Само собой разумеется, что, желая научиться играть на гитаре мелодическую минорную гамму, вы должны одинаково хорошо владеть как нисходящим (от первой струны к шестой), так и восходящим (от шестой струны к первой) ее вариантами. В таком случае вы должны знать, что нисходящая мелодическая гамма для гитары идентична натуральной минорной гамме (1 2 b3 4 5 b6 b7).
Следующий пример демонстрирует поочередное исполнение восходящей и нисходящей мелодической минорной гаммы на гитаре.
Работайте над этими гаммами, и вскоре они станут вашими друзьями. Попробуйте применять их там, где раньше играли обычные минорные гаммы или пентатонику, и позвольте им разнообразить звучание вашей гитары.