Riffer Madness. Глава 6. Ч. 2 Хроматические риффы, терции, тритон, варианты power-аккордов
Доброго времени суток, дорогие читатели U-rock.com.ua! Сегодня мы продолжим знакомство с теорией и практикой исполнения тяжелых риффов на гитаре с помощью гениального мастера, настоящего "риффового безумца" - Даймбега Даррелла. В первой части подробного обзора техники гитарных риффов Даррелла мы познакомились с приемом глушения струн ведущей рукой ( palm-muting), сплошным и переменным штрихом (варианты звукоизвлечения при игре на гитаре медиатором - авт.), использованием пониженного строя гитары для достижения большей тяжести в звучании, синкопами на гитаре (смещение акцентов с сильной на слабую долю такта - авт.), важностью своевременных пауз для создания интересных ритмических рисунков при исполнении тяжелых гитарных риффов.
В этой части мы сосредоточимся на хроматических рисунках в гитарных риффах, узнаем что такое "техасский стиль" и с чем его едят, применим слайды и бенды к power-аккордам и значительно разнообразим сами аккорды с помощью тритона (уменьшенной квинты) и мажорных/ минорных терций.
Хроматические риффы
Пришло время поговорить о том, как добавить вашим гитарным риффам немного агрессии с помощью хроматики.
«Если вы не в курсе, что это такое, давайте я объясню вам. Играть хроматическую мелодию, означает использовать каждую ноту, идущую подряд. Другими словами, все, что вам нужно делать в этом случае – это подниматься или же спускаться по грифу вашей гитары, играя по одной ноте на каждом ладу. Довольно просто, не правда ли? В своей музыке я очень часто использую хроматику. Я добавляю хроматические пассажи в свои риффы, поскольку они привносят настроение и агрессию. Если вы никогда не играли хроматику, самое время начать. К примеру у вас есть гитарный рифф, похожий на пример 23».
«Вместо того, чтобы просто сменить аккорд E5 на G5 и вернуться к изначальному E5, попробуйте сменять эти аккорды хроматически, как в примере 24. Это в такой же степени просто, как и здорово! Забудьте о музыкальных нормах!».
Пусть ваша музыка говорит за вас
«Хороший пример тяжелого гитарного риффа, основанного на хроматическом мышлении – это заглавный рифф песни «Pantera» – «A New Level». В нем использован строй drop-D, о котором мы говорили ранее и он представлен примером 25».
«Гитарный рифф, звучащий перед припевом песни «Pantera» – «Cowboys From Hell» (пример 26) с нашего одноименного альбома и первый рифф гитарного проигрыша композиции «This Love» (пример 27) - вот еще пара риффов, содержащих хроматические элементы».
Используйте хроматику
«Сдвигая аккорды вашего риффа хроматически вниз или вверх по грифу гитары, вы добавите ему напряженности. Иногда я использую этот прием, например в песне «Shedding Skin» («Far Beyond Driven») (пример 28)».
«Надеюсь, что эти несколько примеров подвигнут вас на использование хроматики в ваших собственных риффах. Попробуйте сами!
Техасский стиль
«Я считаю, что чередование обычных нот с бендами добавляет некоторым риффам тяжести, как в песне «Pantera» - «Walk» (пример 29)».
В этом и ряде следующих примеров гитара настроена на тон ниже стандартного (ми - авт.) строя, о чем свидельствует надпись на рисунке: «Guitar tuned down one step». Будьте внимательны.
«Если я сыграю этот же рифф на гитаре без бендов, получится пример 30 – неправильно сыгранный главный рифф той же песни.
«Не знаю как вам, а мне гораздо больше по душе «правильная» версия, которая звучит намного грязнее и тяжелее. Я беру ноту на полтона ниже и затем подтягиваю ее до нужной мне высоты. Эту манеру игры я называю техасским стилем».
«Прекрасный пример техасского стиля во всей красе – это вступительный рифф песни «Pantera» – «Revolution is my name». В примере 31 все ноты правильные, но я играю их по-другому, в техасском стиле (пример 32). Начинаю с длинного слайда к первому бенду и дальше играю их все, заставляя каждую ноту визжать. Слайды, бэнды, hammer-on и pull-off и визг – все это и есть мой стиль».
«Диссонатор»
Даймбег часто проделывает тот же фокус с октавными двузвучиями (двузвучие – аккорд, состоящий из двух нот - авт.) (рис. 8)
Начальный рифф песни «War Nerve» («The Great Southern Trendkill») (пример 33) является хорошим примером подобной техники, также, как и рифф куплета песни «Pantera» – «I’m Broken» («Far Beyond Driven») (пример 34).
«Как видите, в каждом из представленных выше риффов Даймбег использует «подтяжки» на полтона. Иногда, впрочем, Даррелл подтягивает каждую ноту двузвучия на тон, как в примере 35, припеве песни «Pantera» - «Goddamn Electric» («Reiventing The Steel»).
«Смысл этого приема заключается в том, что я делаю слайд октавного двузвучия на 5-й и 3-й струнах до ноты F (фа - авт.) и затем «подтягиваю» их, получая оригинально звучащий протяжный диссонанс. Лучший способ определить высоту каждой ноты, в данном случае, по словам самого Даррелла – это «пользоваться ушами», слушая прилагающийся аудофайл».
Гитарный рифф, показанный, в примере 36 – еще один пример описанной выше техники, использованный в преддверии куплета песни «War Nerve».
Еще один хороший пример использования протяжных диссонансов представлен главным мотивом композиции «10’s» («The Great Southern Trendkill») (пример 37). Играя подтянутую ноту на 4-й струне (в данном случае, это нота F – авт.) в унисон с открытой 3-й струной (опять же фа, учитывая строй гитары на тон ниже стандартного), и, протягивая ее, Даррелл привносит в рифф тревожность и мрачность.
Продолжая разговор о способах придания риффу «злого» звучания, вернемся к Дарреллу.
Подтягивание (бенды) power-аккордов
Вы можете проделать такой же фокус и с power-аккордами. Возьмем довольно простой рифф, как в примере 38. Чтобы сделать его более интересным и злым попробуйте вместо использования обычного G5 сыграть F5 и, затем, подтянуть его на полтона, как в примере 39.
«Подтягивание двух нот на разных струнах до определенной высоты – довольно сложный прием, но он стоит того, чтобы вы его освоили, поскольку звучит великолепно. Черт возьми, иногда он звучит потрясно, даже, если вы не дотянули ноту до нужной высоты, и все это за счет диссонансов» (пример 40).
«Зловещие» слайды
«Слайды power-аккордами от одного к другому добавят вашему риффу зловещего звучания», - продолжает Даррелл. «Я перенял этот прием у Тони Айомми из «Black Sabath» и очень часто его использую. Вступительный рифф песни «Strength Beyond Strength» (Far Beyond Driven) (пример 41) и, также, рифф припева «We’ll Grind That Axe For A Long Time» (пример 42). Оба примера содержат полутоновые слайды power-аккордами, ставшие визитной карточкой Даррелла. Также необходимо заметить, что в примере 42 Даймбег использует сплошной штрих, кроме четвертого такта, высокий темп которого обуславливает необходимость применения переменного штриха».
Длинные слайды в гитарных риффах
В дополнение к коротким полутоновым слайдам, украшающим его риффы, Даррелл также любит использовать длинные слайды, как в примере 43
– песня «Slaughtered» (Far Beyond Driven).
«У этого риффа много общего с морской болезнью», - смеется Даймбег. «Эти длинные слайды напоминают мне второй вступительный рифф из песни «Mouth For War» (Vulgar Display Of Power) (пример 44) с той лишь разницей, что этот рифф более плавный и ритмичный. Припев «Slaughtered» я нарочно играю восходящие слайды быстрее, чем нисходящие, что привносит в рифф те самые волнообразные вибрации, из-за которых я сравнил его с морской болезнью».
Слайд одной ноты
Наряду со слайдами power-аккордами по всей длине грифа гитары, еще одним фирменным приемом Даррелла является такой же трюк с одной нотой – некоторые из таких слайдов невероятно длинные, как, например, предваряющий концовку песни «25 years» (Far Beyond Driven). «Рифф, о котором вы говорите, представлен в примере 45 и, как вы можете заметить, полон длиннющих слайдов», - подтверждает Даймбег. «Когда вы используете длинные слайды, необходимо слегка ослабить давление на струны гитары левой рукой, позволив им свободно скользить под вашими пальцами. Если же вы прижмете струны слишком сильно, играя слайд вверх или вниз по грифу гитары, то, вероятнее всего, не получите желаемого результата».
«Еще один важный момент, о котором нельзя забывать, используя длинные слайды, при игре на гитаре – это конечная точка вашего слайда. Не так важно то, откуда вы его начнете, как то, где вы остановитесь – это должна быть нота нужная вам, а не предыдущая или следующая. Поэтому расслабьте левую руку, слушайте и смотрите, что играете и, немного попрактиковавшись, вы сможете с легкостью играть на гитаре слайды любой длины, как это делаю я в песне «25 years».
Еще один хороший пример длинных слайдов – это куплетный рифф композиции «Goddamn Electric» (пример 46). Здесь я, от вашего имени, хочу поблагодарить Даррелла за хороший подбор относительно простых примеров, с которыми у вас не должно возникнуть значительных проблем.
Необычный (power) аккорд
Как вы уже заметили, подобно другим метал-гитаристам, Даррелл полагается, в основном на power-аккорды. Так же вы должны были обратить внимание, что, зачастую, Даймбег использует несколько отличных от стандартной «квинты» типов power-аккордов, как, например, зловеще звучащий D#5/A# (power-аккорд D#5 с басом A# - авт.).
Оборотные (со сменным басом) power-аккорды
Что такое оборотные power-аккорды? Если вам они не знакомы, советуем внимательно прочитать следующий ответ Даррелла на одно из сотен писем, пришедших в адрес редакции.
«Дорогой Даймбег! Что за непонятный аккорд ты играешь в концовке песни «25 years», начинающийся со скрежета? Не могу подобрать, хоть убей!» Майк Дойл, Лос Анджелес, Калифорния
«Это всего лишь power-аккорд D5, сыгранный на 6 и 5 струнах на пятом ладу (рис. 9). Поскольку звучащая на пятой струне нота A ниже тоники аккорда – D, такой power-аккорд называется оборотным (именно поэтому он записан как D5/ A). Он звучит непонятно, потому что сразу, сыграв его, я делаю небольшую подтяжку в направлении пола, то есть вниз. Чтобы извлечь скрежет в начале рифа, я вставляю медиатор острым концом между 6 и 5 струнами у бриджа и делаю движение правой рукой к грифу гитары. Чтобы между и power-аккордом не было лишних пауз я выдергиваю медиатор вверх каждый раз, когда должен прозвучать аккорд, что собственно и происходит. Рифф, о котором мы говорим, показан в примере 47. Вам также желательно знать, что во время записи в студии, я дублировал этот скрежет на высоких струнах, чтобы придать его звучанию больше объема».
На рис. 10 вы можете видеть несколько передвижных вариаций оборотных power-аккордов.
С этим разобрались, идем дальше.
«Ненормальные» power-аккорды
«Пример 48 - это первые 16 тактов композиции «Rise» (Vulgar Display Of Power), где использованы мрачно звучащие аккорды. Даймбег комментирует этот гитарный рифф».
«Первый интервал E – F (открытая шестая струна – аккорд F5 в 8 позиции - авт.) звучит очень мощно, но настоящее напряжение появляется, когда мы начинаем играть уменьшенные power-аккорды, один из которых показан на рис. 11».
«Уменьшенная квинта (или же тритон), 2 ноты с расстоянием в 6 ладов (3 тона – авт.) между ними, например E и Bb (пример 49) и есть тем самым шизоидно звучащим интервалом, который добавит вашим риффам напряженности и тяжести».
«Послушайте ведущий рифф в песне «Black Sabath» – «Symptom Of Universe» или же вступительный рифф песни Pantera – «13 Steps To Nowhere» (пример 50) и вы поймете, о чем я говорю. Если сыграть тритон к месту, результат будет сногсшибательным».
Вам может быть интересно, что из-за демонического звучания уменьшенной квинты, этот интервал, в свое время, прозвали «аккордом дьявола». Некоторые источники утверждают, что его исполнение, в средние века, считалось преступлением. Все-таки хорошо, что групп вроде Pantera, Black Sabath или Slayer в то время не существовало. Итак, разобравшись, с «демоническим» тритоном, вернемся к вступительным риффам композиции «Rise».
«Гитарный рифф, который звучит в начале песни «Rise», довольно быстрый, поэтому я играю на гитаре переменным штрихом, продолжает Даймбег. Кроме того, исполняя эту песню на концертах, я искуственно понижаю громкость бриджевого звукоснимателя моей гитары на 10-15 процентов, чтобы избежать «песка» (лишних писков и хрипов – авт.) при перегруженном звуке. Если вы используете мощный перегруз, снижение громкости вашего звукоснимателя добавит вашему звуку овердрайва и даст вам возможность лучше слышать удары медиатора по струнам. Я пользуюсь этим приемом только в быстрой, вступительной части «Rise», затем выкручиваю звук на полную м продолжаю срывать башни! Попробуйте проделать подобное в собственных рифах с использованием переменного штриха, это может здорово пригодится. И не бойтесь странных аккордов, да вообще ничего не бойтесь!»
Мажорные и минорные двузвучия
Теперь, когда мы разобрались с уменьшенными квинтами, давайте займемся еще более необычными двузвучиями (двузвучие – аккорд, построенный из двух нот, помните?).
«Самый популярный аккорд в металле – это, конечно же, квинта, но двузвучия, построенные на терциях (терция – музыкальный интервал шириной в три ступени – авт.), также заслуживают внимания. Существуют два типа построенных в терцию power-аккордов – мажорные и минорные и на перегрузе оба звучат классно! На рис. 12 изображена аппликатура передвижной мажорной терции с тоникой E (открытая 6 струна), вариант с открытой 5 струной (A) изображен на рисунке 13. Рисунки 14 и 15 демонстрируют то же самое, но в случае с мажорной терцией».
«Однажды я играл на гитаре какой-то ритм с одной нотой и заинтересовался, каким будет звук, если добавить к моему риффу терцию. Так я впервые использовал этот вид аккордов».
Мажор или минор. Что лучше?
«Я не следую каким-либо правилам, когда дело доходит до этих двузвучий, выбирая тот, который звучит лучше в данном конкретном риффе. Всегда важно определить, что лучше использовать мажорную терцию, минорную или же тритон (рис. 11). Чтобы нагнать смурняк, лучше использовать минор, но я всегда пробую разные варианты, прежде чем сделать какой-то выбор. Иногда можно чередовать минорные и мажорные терции, или играть минорную терцию вслед за квинтой – в любом случае эта комбинация звучит отлично! Как я уже говорил ранее, не бойтесь экспериментировать и слушайте!»
«Чтобы подкинуть вам идею, насколько хорошо могут сочетаться минорная и мажорная терции, я продемонстрирую пару, основанных на этих интервалах, риффов. Пример 51 представляет собой «правильный» рифф припева песни «This Love», который просто немыслим без минорных терций».
«Сравните его с примером 52, в котором все терции заменены на квинты. «Правильный способ» снова побеждает, поскольку звучит более мрачно и угрожающе».
«Пример 53 представляет собой рифф из «Regular People (Conceit)» (Vulgar Display Of Power), в котором квинты смешаны с мажорными терциями (рис. 12)».
«Попробуйте применить эту технику в собственных гитарных риффах, и вы увидите, что произойдет. Никогда не знаешь заранее, что лучше сыграть – мажор или минор, а значит необходимо проверить это самим! Все в ваших руках!»